Запрещённые пестициды
Что это такое и что с ними делать?
Вот типичная ситуация: в уходящем году это был действенный, популярный препарат, а с новогодней ночи - он уже в числе запрещённых. Он хуже не стал, просто закончился оплаченный фирмой - производителем препарата период действия лицензии на его применение.
Как записано в соответствующем законе: «запрещён оборот препарата». И это ёмкое слово «оборот» контролирующие лица трактуют очень и очень по-разному, в меру своего знания законов, ответственности перед окружающей средой и просто от желания оштрафовать того или иного агрария.
Не всё потеряно
Итак, «запрещён оборот препарата» означает запрет на его дальнейшую продажу. Продажу всеми посредниками-дилерами. И естественно, покупку его аграриями для использования. Но не оговорено использование того, что уже было приобретено до запрета и осталось в хозяйствах недоиспользованным.
Срок штатного действия препарата - в среднем два года. Если он дольше пролежит у меня на складе, то он переходит в категорию уже непригодных к использованию. И куда его после этого девать? Наращивать у себя в хозяйстве ещё одну экологическую «бомбу замедленного действия»!? Металлические канистры ржавеют и идёт течь за считанные годы, пластиковая тара даёт неожиданными трещинами с теми же результатами...
Небольшие количества таких пестицидов просто тайком закапывают в землю. Большие количества, тоже тайком, скупают шустрые «деловые люди». Разливают в новые канистры, наклеивают качественные копии этикеток популярных препаратов и продают «по льготной цене». И большое счастье, если в этом «гоголе-моголе» разных жидких пестицидов не окажется какого-либо жидкого гербицида, как в прошлом сезоне у знакомого фермера, купившего «по сходной цене» «свежий» популярный фунгицид «из Казахстана». Никакой болезни он, конечно, не вылечил, но почти готовые луковицы лука-репки более чем на сотне гектаров буквально взорвались изнутри.
Голословные запреты и приводят к вышесказанному. Поэтому практически всегда можно и нужно договориться с контролёрами о доиспользовании оставшихся препаратов в штатных нормах расхода и концентрациях для соответствующих культур в течение ближайших месяцев наступающего сезона. Истинного вреда природе от этого препарата будет не больше, чем в прошлом сезоне, когда он был ещё разрешён.
Что делать
У агронома более или менее крупного хозяйства, особенно садоводческого или виноградарского направления, ежедневно в работе бывает до десятка и более тракторных опрыскивателей и чуть меньше ёмкостей на колёсах для подвоза рабочего раствора к опрыскивателям. По действующим инструкциям эта техника после работы должна быть вымыта изнутри и снаружи. Это требует немалых количеств промывной воды, которая после этого целебной не становится. Все остатки пестицидов в ней ни в коем случае не должны попадать в почву, а потом в водоносные горизонты питьевой воды.
Да и при заправке подвозящих цистерн на растворных узлах нередки проливы рабочих растворов пестицидов, а уж пены от смачивателей-прилипателей из горловин цистерн вываливается на землю с избытком.
Всё названное тоже должно быть тщательно собрано и полностью нейтрализовано. Как?
В моей практике это решалось довольно просто. Любая жидкость, вода, даже от дождей, стекала с площадки заправки и промывки техники защиты растений в одно место: закопанную почти вровень с грунтом 20-кубометровую бывшую винодельческую ёмкость с аккуратно срезанным верхом, превращённым в съёмную (автокраном) крышку на всю ёмкость.
Для нейтрализации кислого составляющего собравшейся там промывной жидкости, сначала доливается известковая вода из расчёта приблизительно два килограмма (в пересчёте на негашёную известь) на каждый кубометр загрязнённой воды, после чего содержимое ёмкости барботируется около недели любым доступным способом. Затем добавляется при перемешивании зола (лучше древесная, а в нашем случае - от срезанной лозы на виноградниках и веток в садах) в соотношении 1 л (по объёму) на каждые 20 л нейтрализуемой жидкости. От всех пестицидов, кроме гербицидов, вода таким путём очищалась практически полностью (на 99%). От гербицидов - до 85%. Но гербициды в эти ёмкости желательно не заливать, промывая агрегаты в совершенно другой сборник. Дело в том, что осветлённую воду потом тут же, при большом разбавлении, используют повторно для приготовления рабочих растворов.
Осадок периодически (что случалось даже не каждый сезон) вычищали из ёмкости и вывозили для захоронения в согласованные с санитарной службой региона места. Там предварительно выкапывались экскаватором ямы, внахлёст облицовывались пластиковой плёнкой, а потом, после загрузки нейтрализованного осадка, закрывались сверху краями плёнки и засыпались слоем грунта не меньше метра высотой.
Это соответствовало санитарным нормам прошлых лет и было реальным в исполнении. Новые времена - это новые препараты и новые порядки и правила. Поэтому следует вносить коррективы, не исключая старого, проверенного опыта.
Нужны новые инструкции
В 1989 г., почему-то со сроком действия всего три года, были изданы единственные в своём роде «Временные методические указания по обезвреживанию запрещённых к применению и непригодных фосфорорганических пестицидов методом компостирования». Это были толково изложенные и тщательно расписанные технологические действия.
Не составило бы большого труда доработать эти методические указания с учётом изменившегося состава пестицидов и отдельных нормативных документов и спустить в хозяйства для руководства к действию.
Иван Бураков, учёный агроном