Сети не для фермеров?
Торговля и крестьяне никак не могут договориться.
С первого февраля вступил в силу новый закон о торговле, который, по замыслу его авторов, должен урегулировать отношения между торговыми сетями и производителями продукции - сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. В рамках Агропромышленного форума, прошедшего в Ростове-на-Дону 2-5 марта, состоялся «круглый стол», посвящённый этим взаимоотношениям и новому закону.
Такие бренды как «Пятёрочка», «Магнит», уже хорошо известны и горожанам, и селянам. Не осталось, наверное, такого райцентра, где бы не возник новенький магазин самообслуживания с претенциозным названием «супермаркет». Супер, там, или не очень, а покупатели новые магазины признали и пользуются ими охотно. Хотя специалисты и уверяют, что в таких магазинах, особенно в крупных городах, наценки выше и покупатель переплачивает за тот же товар, к которому плюсуются некие не всегда и ощутимые услуги.
Знают эти бренды и селяне - не столько те, кто покупает, сколько те, кто продаёт. Попасть в число поставщиков товара для такого магазина считается удачей. Но и те предприятия, которые заключили договоры с торговыми сетями - а это, большей частью, крупные перерабатывающие предприятия, - крайне недовольны их политикой.
Одно из противоречий между производителем товара и продавцом - отсрочка платежа. Торговля, получается, не только не покупает, а берёт товар на реализацию, так ещё и выплату за него задерживает. И всё в соответствии с условиями договора. Не нравится - до свиданья.
- Эту проблему новый закон не решил, - констатировал на семинаре Михаил Мошков, представитель компании «Аксу». - Мы по-прежнему, по сути, кредитуем торговые сети. И стоимость кредита приходится закладывать в цену продукции.
Если раньше производитель вынужден был покупать сертификат и закладывать его стоимость в калькуляцию, то теперь его расходы снижены. Как бы облегчение… Однако представители перерабатывающих предприятий были едины во мнении, что отмена сертификации увеличит количество подделок, им легче платить за сертификат, чем уплачивать невозвращаемый НДС, который авторы нового закона проигнорировали. Представитель компании Х5 Retail Group (это «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и др. - более 1300 магазинов) сказал, что с сертификатами или добровольными декларациями, но компания свои требования к качеству поставляемого товара не меняет.
Практически замена сертификации на добровольное декларирование создала возможность для дополнительного «ошкуривания» поставщика: у каждой сетевой компании есть список компаний, с которыми она работает. Понятно, что поставщик вынужден будет платить «правильным» компаниям столько, сколько это у них будет стоить.
Не произвело впечатления на производителей продукции и ограничение ставки ретробонуса (фактически, дополнительной платы, взимаемой сетевыми компаниями за общий объём продукции) до 10%. Много это, считают представители предприятий, работающих с торговыми сетями. Но ничего сделать не могут: сетевые компании, как неоднократно подчёркивалось на «круглом столе», жёстко диктуют свои условиях. Поставщик же вынужден сотрудничать на тех условиях, которые ему предлагают.
- Торговцы каждый год бонусы увеличивают, розничную цену поднимают, а от нас требуют продавать как можно дешевле. Хотя нам тоже надо и зарплату повышать, и энергоносители оплачивать, и сырьё покупать, - сетовала Наталья Калиниченко, представитель компании «Донской янтарь».
Не берутся продавать отечественную продукцию торговые сети. И дело даже не столько в упаковке (это условие многие селяне могли бы выполнить - «правильная» упаковочная линия, в принципе, доступна даже среднему хозяйству), сколько в политике сетевых компаний.
Тщетны были попытки присутствующих прояснить, почему торговые сети не любят отечественного производителя. Тот же представитель Х5 Retail Group сформулировал ответ примерно так: розничные сетевые структуры создавались на деньги частного инвестора и потому выполняют те задачи, которые инвестор им ставит. Видимо, их и создавали для реализации импортной продукции, а не для честной конкуренции отечественного и зарубежного производителя.
Мало-помалу на «круглом столе» стали очевидны если не ответы на самые жгучие проблемы собравшихся, то направления действий. Во-первых, таким крупным производителям, как «Тавр», лучше создавать свои фирменные магазины. Представитель этой компании сказал, что эта работа уже ведётся - у «Тавра» скоро будет своя сеть магазинов. Второе решение - сотрудничество с небольшими частными магазинами. По объёму продаваемой продукции они в целом превышают сети супермаркетов, так что возможность реализации у отечественного производителя есть. Впрочем, вполне может оказаться, что проблем с реализацией через мелкие и несетевые торговые точки будет не меньше. Прозвучал и призыв создавать сбытовые кооперативы.
Новый закон поработал всего месяц. Как на самом деле будут складываться отношения производителя и торговли, станет ясно, когда появятся дополнительные подзаконные акты, регламентирующие документы