Дом, или Сколько стоят городские удобства в селе

В №11 от 17 марта 2010 года «Крестьянин» начал «долгоиграющую» тему - рассказ о семье сельских жителей. Мы познакомили читателей с трудолюбивой, дружной семьёй Бочко. Сегодня в центре нашего внимания их дом - последняя новостройка села Камышовки.

Сельский дом должен быть таким же, как городской, только ещё лучше. Он должен стоять на земле, и чтобы на подворье хватало места для подсобных помещений, хозпостроек, для садика и грядок с клумбами. Неужели могут быть другие мнения?

Егорка первым освоился с гостями из газеты. Наигравшись с дядей Виталей, редакционным водителем, в коридоре в футбол, подсел к маме на диван. Услышал, что разговариваем про дом, и по-хозяйски предложил:

- А пойдёмте, я вам все комнаты покажу.

В проёме двери голубого зала - самой большой комнаты, явно предназначенной для отдыха всей семьи, - видна кухня-столовая с телевизором, диваном, само собой, плитой и большим обеденным столом. Но Егор первым делом повёл в соседнюю комнату - «мужскую» детскую.

- Здесь мы с Ромой живём. Вот наш шкаф, кровать, я сплю возле стенки, вот стол...

- А уроки не помогаешь брату делать? - спрашиваю, заметив раскрытую тетрадь, смело оставленную десятиклассником.

- Не-е-ет, - обиженно тянет малыш. - У меня тут свои дела, - показывает на игрушки. И, обводя критическим взглядом обои, явно испытавшие некогда его творческие способности, солидно добавляет: - Ну, тут ремонт нужен. Весной будем делать. Приезжайте. Приедете помогать? Приедете?..

В двух шагах от детской, рядом с вешалкой, начинается крутая лестница.

- А наверху у нас очень красиво, - тянет меня экскурсовод за руку. - Там мамина и папина спальня и Викина комната. Мама с Викой сами обои здесь клеили. Красиво? Ну, правда же, красиво? Вам нравится? - вертит головой Егор, тщеславно наблюдая мой восторг.

Комнаты и в самом деле замечательные. Очень похожие: большие, почти квадратные, с широкими окнами, окантованными дизайнерскими шторами. Как и зал, каждая выполнена в своём цветовом решении. Для Вики это теперь комната выходного дня. В будни она живёт на съёмной квартире в Таганроге, а в пятницу вечером возвращается домой.

- Ванную сами посмотрите, там тоже будем делать ремонт, - начинает терять интерес к экскурсоводческим обязаннос­тям мальчик.

Пятилетний Егор - единственный в семье Бочко, для кого этот дом по-настоящему родовое гнездо. Он родился уже здесь. А Вика и Рома помнят, как переезжали от бабушки и дедушки в новый дом, где не было ещё ни мебели, ни полов, ни обоев...

Двухэтажный коттедж на двух хозяев так и остался в селе Камышовке один. Таких домов на исходе советской власти колхоз успел заложить парочку. Один удалось довести до состояния «стройварианта», в котором он простоял полтора года. Передовой механизатор колхоза Юрий Бочко в очереди на получение жилья стоял первый. Но когда стал вопрос распределения недостроенного коттеджа, сложности возникли. Хотя даром квартиру никто уже не ждал. С трудом, но справедливость восторжествовала. И в счёт имущественного пая, за 39 миллионов рублей, в 1995 году Бочко выкупили стены. Девять лет душа в душу молодая семья жила с родителями. Но всё равно, так хотелось иметь свой угол.

- Полы стелил, окна ставил, двери навешивал, сантехнику крепил - всё своими руками, - перечисляет Юрий. - Красота, уют - это по части жены. Люда косметику наводила, обустраивала быт. А в принципе, не считались: «мужская-женская» работа.

Представление, что сельский дом лишён комфорта, давно устарело. Евроремонт, ванна, душ, туалет в доме - какая разница, где это создавать? Есть, правда, особенности, которые препятствуют нормальной эксплуатации коммунальных удобств. В селе таких препон, как правило, больше, чем в городе. Интересуюсь у хозяев, во сколько обходится комфорт.

- У нас один больной вопрос - отопление, дом-то почти 150 квадратных метров. Чтобы его обогреть, угля в сезон 8 тонн уходит, а это 50 тысяч рублей. Всё лето копим, - с безысходной грустью объясняет моя тёзка. А Юра возмущается:

- Нет, ну тут газопровод дотянуть - миллиона два всего нужно, село в год налогов перечисляет семь с половиной! Неужели ж нельзя из них эти два пустить на газ?!

- А дрова?

- Да дров 2-3 куба хватает. С дровами проблем нет. У нас в 2005-м посадки обледенели, так столько деревьев наломало. Мы потом заодно и поля от веток освобождали, и дровами запаслись на несколько лет вперёд.

- А вода бесперебойно? Для большинства сёл - это проблема №1.

- У нас нормально. Для полива и хозяйственных нужд грунтовую используем. Правда, летом колодец, бывает, пересыхает. Тогда на всё идёт водопроводная. Вода у нас хорошая - артезианская, питьевую покупать не надо, да и фильтры не нужны. Вкусная. Из Матвеева Кургана подаётся. Стоит около 37 рублей за куб. Не знаем, много это или мало. В Ростове почём?

- Мы платим за холодную по 34-50, но пить её не рискуем сырую.

- И свет у нас не отключают. Зимой расход энергии больше - в свинарнике круглые сутки лампы горят. Так что до тысячи рублей в месяц выходит.

- А вообще, сколько на всю коммуналку расходуете ежемесячно?

- Не считая угля и дров, тысячи три.

- Это с газом для варочной плиты?

- С газом. Сорокакилограммовый баллон стоит 500 рублей, его недели на две хватает. А канализация - отдельная статья. Выгребную яму чистим в среднем раз в три месяца. Ассенизатора из райцентра вызываем. В тысячу - тысячу двести услуга обходится.

Перевожу в уме цены и квадратные метры - сопоставимо получается с южной столицей, и потому удивляет, что о немалых расходах супруги рассказывают довольно спокойно.

- А разве вас не возмущают такие, прямо скажем, солидные траты? Горожане сейчас все стонут от коммунальной обираловки.

- Понятно, нам тоже чувствительно. Но такие расходы в селе не у всех. Мама одна живёт, из хозяйства только курочки. И как вдова ветерана войны льготы имеет. Так она по сравнению с нашим копейки платит - рублей 300-400. А наше фермерское хозяйство, прежде чем с него доход получишь, вложений требует.

Пожалуй, и удобства городские, которые создали для себя Бочко, того стоят. Вот только топить углём - такой кошмар. Здесь не только расходы. Его привезти надо, складировать где-то. Под восемь тонн ого-го какой сарай нужен! Котёл чистить от шлака, растапливать, вовремя подсыпать... Вспоминаю, как недавно кто-то из коллег рассказывал про биоустановку, которая из навоза скота вырабатывает метан. А у Бочко как раз сырья навалом: и КРС, и свиньи, и кролики. Предлагаю хозяевам уточнить информацию и сообщить координаты.

- Да там же, наверное, счёт на миллио­­ны идёт? Во всяком случае, сотни тысяч... - не слишком-то вдохновляются фермеры перспективой «дармового» топ­лива. - На носу сев. Вот-вот вплотную придётся заняться семенами, горючкой, поисками техники, минеральными удоб­рениями. Их на 22 га пашни, может, не так много и надо, а чтобы перевезти жидкую селитру, специальную доставку организовать нужно.

На изготовителей я всё-таки вышла, телефон нашим героям сообщила, но в ответ услышала от них радостную новость: «Пообещали нам природный газ в этом году подвести!».

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Моя земля
Газета: Газета Крестьянин