Плата выросла в разы

 Земельный налог пополнит сельскую казну… из кармана крестьянина

 Петр Дмитриевич Бибиков вывел своего двухколесного сверстника и, нажав на педали, поехал платить за свет. Но тут же вернулся, прослышав уже в сберкассе о том, что люди собрались на улице обсудить скачок земельного налога.

- С чего это он прыгнул поверх себя в четыре раза? - с ходу включился в разговор Бибиков.

- Ноги ему, что ли, приделали...

- Приделали... приделали, а то как же, - зашумели вокруг.

- Кивают на какую-то кадастру, - воскликнула женщина с угнетенным лицом.

- На кадастровую цену, - поправил ее чей-то просвещенный голос...

- Ну, на цену, - продолжала женщина, зябко кутаясь в ветхое полупальто, судя по его виду, оставшееся от социализма.

- Цена-то, небось, не тесто, а попёрла как на дрожжах.

Слово вновь подхватил председатель Совета ветеранов войны и труда Бибиков.

- Мы тут каждый гектар наизусть знаем. Не стоит он сейчас, замордованный многолетним беспределом, 24 тыщи. Не через те стекла власть на крестьян смотрит. «Бинокль»-то повернуть надо, чтобы увидеть, как люди на селе живут.

 Весть о том, что плата за землю подскочила в четыре раза, всколыхнула хутор Новоселовка, ныне одноименное поселение Мартыновского района. Об этом говорят везде: дома, на работе, на рынке... Об этом же хуторяне написали и нам, в редакцию «Крестьянина».

 Сегодня земельный налог на селе не только повинность, наполняющая бюджет местного самоуправления. Это целая философия выживания глубинки. Как и на что жить всем миром и по отдельности. Люди должны почувствовать, что и от них кое-что зависит. Хотя бы тот же налог.

 Кто его повысил? Как выразился один из собственников земельных паев, «сдуру как с дубу». Представьте, никто!  Нет такого чиновника, который бы написал: «повысить» - и расписался. Больше того, существует документ прямо противоположного содержания. В постановлении администрации Ростовской области № 265 от 13.07.2006 г. сказано: «Увеличение ежегодных совокупных поступлений запланировано с 2008 года. К концу 2011 года предполагается увеличение на 30% поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов...»

И даже по годам расписано, в каком и на сколько.

 В Новосёловке за гектар земельного пая платили 32 рубля. По документу областной администрации, в 2011 году за него пришлось бы выложить всего 41 рубль 60 копеек. В действительности, уже в следующем году за гектар придется отдать 136 рублей 80 копеек. Рост: 427%! Говорится и принимается одно, а на деле происходит другое.  Как и почему?

 В свое время Налоговый кодекс предписал исчислять земельный налог в процентах от кадастровой стоимости земли. И назначил дату: с 1 января 2006 года. Областная администрация обязала представить ей соответствующие сведения по каждому земельному участку. Министерство имущественных и земельных отношений и Управление агентства кадастра подсуетились. Да так оперативно, что буквально через две недели результаты кадастровой оценки земель сельхозназначения были утверждены. Оценки оказались, мягко говоря, странными. Нередко два соседних, совершенно одинаковых по продуктивности земельных участка обретают разную кадастровую стоимость.  Причем в разы. И наоборот, у разных по качеству участков была одна и та же цена. Например, КФХ «Ника» Татьяны Леонидовны Трегубовой арендует земли пайщиков, расположенные на территории двух бывших совхозов. Ныне это  ПСХК «Кормовое» и СПК «Цимлянский». Поля - близнецы. По всем показателям. Разделены лесополосой. Однако кадастровый гектар на первом поле оценили в 27387 рублей. А на втором - в два раза меньше. У ОАО «Южное» и  ЗАО «Братское», занимающих одни и те же земли, кадастровая стоимость гектара отличалась уже в три раза.  Обратная картина предстала на территории бывшего совхоза «Кировский». Здесь и чернозем, и песок в пойме Сала, и заболоченная низина стоили одинаково - 24321 рубль.

 Очевидно, в «донском Кремле» посчитали жалобы на эти ненормальные цены не стоящими внимания. И приняли их за основу при формировании доходной части бюджета сельских поселений. Причем по максимальной ставке: 0,3%.  Как следствие, в 2006 году земельный налог в Новосёловке вырос более чем в два раза, с 32 до 73 рублей (0,3% от 24321 руб.).

 Дальше - больше.

 Тем самым постановлением № 265 администрация запустила механизм так называемой актуализации кадастровой стоимости земли. Надо думать, для того, чтобы пересмотреть и нормализовать кадастровые цены. С целью, с одной стороны, обеспечить рост платы за землю, а с другой - ограничить этот рост принятым показателем в 30%. На деле актуализация свелась к банальному повышению ненормальных цен еще в 1,9 раза. Что и было заложено в сельский бюджет на 2007 год. Опять же по высшей ставке.

 Так земельный налог за год до начала его объявленного повышения вырос на 427%.

 Экономикой и финансами в Новосёловском поселении командует Лариса Николаевна Мазницына. Она старается говорить корректно. По ее мнению, заказчики и исполнители подошли к определению кадастровой стоимости земли формально. Что это означает, пояснила фермер Трегубова, в прошлом экономист совхоза «Кировский». Взяли самые успешные советские хозяйства и пересчитали их экономическую эффективность в кадастровую стоимость земли. Другими словами, показатели планового социалистического производства перевели в рыночные капиталистические цены. Отсюда и парадоксы, когда два одинаковых участка имеют разную кадастровую стоимость. Потому что в советское время один принадлежал животноводческому комплексу. А на другом занимались семенами трав. Рентабельность у них, понятно, была далеко не одна и та же. Теперь же два хозяина этих участков, собирающие равноценные урожаи, будут платить разный земельный налог.

 Как выразился ветеран Бибиков, это произвол. Раньше каждый гектар с самолета по головке гладили, на удобрения не скупились. Каждый год на нем культуру, как одежку, меняли. Севооборот был семипольный.  Орошение. А за 15 лет беспредела земля истощилась. По земле и цена должна быть.

- Я-то налог еще вытяну, а вот такие, как она, не смогут, - заключил ветеран, кивнув на Любовь Ивановну Колесникову.

- Мне этот налог не поднять, - развела она руками.

- Стаж есть, а пенсии нет. Вернее, будет через три месяца. Но назвать полторы тыщи пенсией язык не поворачивается...

 Любовь Ивановна работала в школе техничкой. Сейчас без работы. Живет на земельный пай размером 13,5 гектара. За землю ей надо будет заплатить 1873 рубля. Да еще подоходный налог за 2 тонны зерна и 100 кг масла, которые она получит от арендатора. Это около 1000 рублей. Земля ей обойдется, практически, в две пенсии. Или в арендную плату. На что жить? Смысла в земельном пае при таком раскладе не остается.

 В Новосёловке 2 тысячи жителей. Из них 1400 собственников земельных долей. По словам Бибикова, как и  Колесникова, треть из них живет на свой пай. И помочь им некому. С 1 января 2006 года закон «повесил» земельный налог на собственников земли.

 Любовь Николаевна Лобачева, начальник областного управления финансовых ресурсов и  налоговой политики, взглянула на постановление № 265 родной администрации и... не узнала документ.

- Что-то не помню, чтобы мы его готовили... Может быть, Минсельхоз... или Министерство земельных отношений.  Не исключено, что и моя подпись под ним есть, но... не помню...

 На вопрос о 30%, ограничивающих рост земельного налога, Любовь Николаевна замялась:

- Понимаете, это, вероятно, средние проценты по области. У них, в Новосёловском поселении, возможны отклонения...

 И тут же заговорила о том, что земельный налог был слишком мал по сравнению со стоимостью земли. И вообще, «нельзя же вечно стоять одной ногой в социализме, а другой - в капитализме. Когда-то надо сделать шаг».

 Возможно, это был намек. Мол, такой шаг и был сделан. Так сказать, коллективно всеми заинтересованными министерствами и ведомствами области.

- Что же касается ставки 0,3%, то наше управление всё просчитало правильно, - заверила Лобачева. - Не случайно большинство поселений приняли ее... Ну а кто не принял и надеется на трансферты, то их не будет.

И вдруг добавила:

- Не могут платить, пусть продают паи... хорошие деньги.

На замечание, что в таком случае крестьяне станут люмпенами, согласилась:

- М-м-да, проблема.

И уже в конце беседы неожиданно призналась:

- Знаете, пусть за них платят арендаторы. Как и прежде. Мы неофициально рекомендовали налоговым службам закрывать на это глаза. Главное, чтобы лицевые счета были оформлены правильно.

 У главы местного самоуправления Новосёловского поселения Людмилы Петровны Холод сложная ситуация. Только начали подниматься с колен - и  на тебе... Депутаты местного совета на первом заседании проголосовали за ставку «0,2%». В следующем году из бюджета выпадет таким образом 614200 рублей. Но иначе проголосовать они не могли. Как смотреть каждый день в заплаканные глаза пенсионеров? Им ведь не объяснишь, что какой-то таганрогский институт, выполняя заказ, оценил их землю по 1985 году. Сама Людмила Петровна, как и положено главе, проголосовала за «0,3». Вместе с тремя представителями местной интеллигенции. Конечно, область дает деньги на развитие, но недобор налога ударит по благоустройству. Дороги, освещение, да и кладбище надо окультуривать. Хотя за последние годы Новосёловка явно похорошела. Чего стоит одна средняя школа, облаченная в евроремонт! Сильно помогают фермеры. Вокруг поселения около 70 КФХ. Дают и деньги, и продукцию. Но фермеров напрягать больше нельзя. Их и так ценообразование к стенке прижало. Ко всему всех шокировал не только сам четырехкратный рост земельного налога. Но и немотивированная тенденция к повышению без объяснений.

 О каком становлении самоуправления может идти речь, если условие спускается сверху. Да, депутаты вправе принять иную ставку, но только вопреки той, которая уже заложена в бюджет волевым решением. Как в таком случае люди могут почувствовать себя хозяевами своей жизни? Где учет их решений по вертикали снизу вверх?  Ведь прежде всего самоуправление должно состояться в головах людей, живущих в глубинке.

 Есть такая картинка, на которой изображены стадии превращения примата в человека. Сравнение грубое, но представляется, что и местное самоуправление должно пройти эти стадии.

 Главное, не оставить его в полусогнутом положении. Дать распрямиться.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: События
Газета: Газета Крестьянин