Чем опасен рост... - Сельское хозяйство

За последнее время слова о росте сельскохозяйственного производства в стране из первых уст уже прозвучали трижды: об этом сказал президент РФ в своём послании Федеральному собранию, премьер-министр на съезде «Единой России» и снова Путин во время прямого общения с гражданами России на прошлой неделе.

Говорилось о росте с определённым воодушевлением («сегодня отечественный агропромышленный комплекс демонстрирует хорошую устойчивость») и некоторым приятным недоумением («даже в условиях кризиса»). Подъём приобрёл и конкретное цифровое выражение — плюс 0,5 процента по году.

Но крестьяне почему-то это воодушевление не разделили, а недоумение только усилилось. Народ нынче больше ориентируется по тому, что видит вокруг себя собственными глазами. Куда, например, спрячешь тот факт, что в Песчанокопском районе Ростовской области только одно (!) сельхозпредприятие имеет молочное животноводство и за последние годы в общественном секторе тут не появилось ни одной молочно-товарной фермы, на привязь не поставлено ни одной коровы. А сколько таких районов в области? Навалом — недавно смещённый с должности министра сельского хозяйства И.В. Кузнецов в отчёте констатировал, что за девять месяцев сельхозпродукции в области произведено на 40 миллиардов рублей (почти вполовину) меньше прошлогоднего.

А взять, казалось бы, самую благополучную отрасль — растениеводство. Говорится о высоких урожаях зерновых — 103 млн тонн в прошлом году («рекордный», по определению Путина), 93 млн тонн — в нынешнем («тоже очень большой», по его оценке). Девать некуда. На экспорт гоним — в год чуть ли не 20 млн тонн вывозим. И лишь потому, что собственное животноводство находится в скукоженном состоянии — оно никак не может войти в нормальные берега после массового истребления поголовья скота, свиней и овец в девяностые годы. Кормить некого. Подними мы развитие животноводства до приемлемого уровня (а для этого надо, как минимум, хотя бы удвоить-утроить поголовье) — и зерна станет катастрофически не хватать.

Отдача-то гектара у нас не ахти какая. Я не буду сравнивать со странами Евросоюза, где, скажем, Франция или Германия собирают по 60-80 центнеров зерна вкруговую. Мы не можем сравниться даже с Белоруссией и Китаем, где получают уже по 40 центнеров — чуть ли не вдвое больше российского показателя урожайности. Всем известна и планка продовольственного баланса, позволяющая стране чувствовать себя уверенно. А именно: на одного человека надо выращивать не менее тонны зерна. Значит, к «рекордному» урожаю необходимо добавлять ещё 40 миллионов тонн зерновых. Взвешенный подход к оценке состояния сельского хозяйства (а он, наверное, таковым и должен быть на государственном уровне) требует и объективных критериев. То есть важен уровень, от которого ведётся отсчёт. Легко можно добиться и рассказывать, что вы удвоили производство молока, если, скажем, вы вчера надоили — условно — два литра молока, а сегодня — четыре, в то время как давно уже нормой считается десять. Только в этом случае, видимо, честнее будет говорить о выкарабкивании из ямы, о торможении падения. Нам же проваливаться ещё глубже - значит потерять продовольственную независимость. Россия сегодня завозит из-за границы 30-40 процентов продовольствия, а по некоторым позициям — даже 60. Тогда как уже 10-15 процентов считается опасной чертой.

Один мой знакомый фермер в заявлениях о росте в сельском хозяйстве увидел опасность, как говорится, со своей колокольни: ага, раз государство считает, что дела на селе не так уж и плохи, то и поддерживать его дальше оно не собирается и не будет. Признаться, «в эту сторону» я не думал. Хотя, если вспомнить ещё, что мы стоим на пороге вступления в ВТО (а сокращение господдержки сельского хозяйства — одно из условий членства в этой организации), то логика в рассуждениях крестьянина есть. И опасения его, похоже, не беспочвенны.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин