Песня делает из людей народ

В Большом зале областной филармонии выступила народная певица России.

Татьяна Петрова в Ростове второй раз. И снова у «Крестьянина» - эксклюзив. В Большом зале областной филармонии аншлаг, но ни телевидения, ни коллег-газетчиков не видно. Как сказал один из наших чиновников, сегодня, если по «ящику» не показали, то события, считай, не было. Справедливое замечание на этот раз не подтвердилось. Событие было. Да ещё какое! Сотни ростовчан прикоснулись к подлинной культуре, насладились ангельским пением, подпитались животворящей энергией русской песни.

От великого наследия не откажемся

Предвидя, что в день концерта певице будет не до «назойливой» прессы, я пришла накануне на репетицию. В перерыве подошла к Татьяне Юрьевне. Открытое лицо уральской красавицы озарилось приветливой улыбкой.

- Да-да, я помню вашу газету. Заметку о моём первом выступлении в Ростове прислали мне друзья из Минвод. Я тогда ещё поняла, что газета «Крестьянин» любима на юге.

На большое интервью времени, явно, нет. Потому интересуюсь, какими событиями были наполнены последние два года.

- В личной жизни всё также надёжно, как оно было. Семья моя — не творческие люди. Муж заканчивал ЦМШ, как виолончелист, у него абсолютный слух, потому в музыке разбирается, интересуется, но он профессор математики. Дочка Екатерина уже большая, но бабушкой меня пока ещё не сделала. Вот это — главное ожидание в моей семье. А так всё хорошо. Понимаем, любим, верим друг другу, поддерживаем. Творческая жизнь: записи, концерты, гастроли — идет, и мы никогда не знаем, как наше слово отзовётся. Ну, пожалуй, новая веха в том, что записала «а капелльный» диск с хором мужским патриаршим и с камерным хором Белгородской области. Исполнила первый для себя репертуар классический, то есть Прокофьева «Мёртвое поле», спела Христова «Спаси люди Боже твоя», Гречанинова, в новой обработке романсы на стихи Тютчева, Лермонтова и русские песни и романсы. Всё это с хором, возрождая традицию русского осьмигласия, когда идёт гармония в восьми голосах, аккорды разложены на восемь голосов, и это всё сольным голосом. Обработки новые, сделал эту огромную работу московский профессор Конаков. Я счастлива, что в моём творчестве есть такой диск.

Произошли и скорбные события в этот период. Год назад ушла из жизни великая женщина, мой педагог Нина Константиновна Мешко. Лауреат Государственной премии, профессор, руководитель Северного хора и руководитель кафедры народного сольного пения в Гнесинке, она прожила долгую жизнь — 91 год. 27 лет мы были вместе. Утрата очень большая. Скорбь в душе, наверное, никогда не угаснет. Сейчас планирую записать диск «а капелльных» песен (песен без сопровождения) разных областей России - как дань памяти учителю.

 - Вы угадали: Нина Константиновна этого хотела. Диск будет подспорьем студентам для освоения разных певческих манер, ну и подарком всем, кто любит подлинную русскую музыку. Думаю, будет интересно, потому что традиция соборной песни народной, когда люди собираются и поют вместе, вытесняется временем. Соответственно большая ответственность налагается на профессионалов, они должны занять эту нишу — нести народную музыку к слушателю не как увеселяющую, а как духоносную, как изначально животворящую в дуще. Задача чрезвычайно серьёзная. Ведь песня — это видовой признак русского народа, она делает из людей народ, а не население. Когда все поют одну песню, они молятся ей. Поэтому должны быть достойные музыка, слова, исполнение. Люди должны думать о том, что они поют. А у нас есть, что петь. У нас великое наследие, и мы от этого наследия не откажемся. Поэтому я у вас здесь. Второй раз приезжаю и оцениваю, что оркестр «Дон» - самый молодой оркестр народных инструментов в России — творчески заметно прибавил.

Тем временем музыканты заняли свои места. И в самом деле, даже в том, как они настраивали инструменты, слышна была не какофония, а слаженность. Занял своё место за дирижёрским пультом маэстро. Пора было знать честь и мне, хотя столько ещё хотелось расспросить.

И «Шумел камыш» для удовольствия

На репетиции Татьяна Юрьевна пела не в полную мощь своего сопрано(?). На самом деле диапазон её голоса так широк, что его трудно загнать в какое-то определение. Одним словом - «серебряный голос России». На подобных репетициях мне ещё не доводилось бывать, и я себе их представляла немного иначе, не так гладко. А тут происходило следующее: певица называла очередную песню, по некоторым кратко поясняла смысл, дирижёр давал знак, и оркестр чисто вступал в рождение новой композиции. Как будто сам собой, будто это вибрация струны, лился божественный звук человеческого голоса, безмолвно «пели» руки Крикора Хурдаяна, на трепетное их порхание единственно верными звуками откликались гусли, домры, балалайки, вступали флейты, баяны или колокола. Пару раз дирижёр делал поправки : «Вот здесь баянистам надо встать» или «концовку немножко громче», и тогда кусочек повторяли. Да «Шумел камыш» оркестр попросил «на бис». «Зачем? - удивилась Татьяна Юрьевна, - все же хорошо получилось». «Для удовольствия», - поддержал коллектив руководитель. Так она и прошла эта репетиция — без сучка, без задоринки.

А потом был концерт. Здесь уже Татьяна Петрова голоса не жалела. И каждая песня — как событие. И каждая — как народное достояние в копилку русской духовности. Старинные народные песни звучали современно, современные — как истинно народные. Почувствовав накал зала, певица предложила в какой-то момент: «Подпевайте». И восторженные зрители откликнулись деликатным многоголосым хором. Соборная песня состоялась.

Слушая репертуар повторно, я в сотый раз себя ловила на тех вопросах, что неизменно терзают детей: как это устроено, откуда берется это чудо, как может быть голос таким самоцветным? Казалось, это явление нельзя объяснить человеческой природой. Да неужели после такого эта женщина, наделенная поистине божеским даром, может в себе сомневаться?!

Молиться, поститься, прощать

Когда после репетиции я подошла к Татьяне Юрьевне ещё раз, мы успели поговорить о православной вере и о том, какое место занимает она в жизни и творчестве народной певицы. В тот век воинственного атеизма мудрая бабушка сумела заронить в душу девочки зерно веры, наставляя, что человек должен иметь в душе страх Божий. О сокровенном татьяна Петрова рассказвает просто:

- Потом уже, в сознательном периоде, лет после 27 я стала более воцерковлённой, потому что душа просто потребовала... Ну и не знаю, насколько Господь позволит в моей земной жизни развиться так, чтобы принять Его ближе. Потому что это очень сложно, и у каждого свой путь. Но я стараюсь жить по заповедям, молиться, поститься, прощать.

В последнее время «великие», «звёзды» как-то не ассоциируются с подобной скромностью. И потому у «камерной» популярности народной певицы истинная цена. А она продолжает быть к себе предельно требовательной и взыскательной.

Смотрите на Первом

 В творческом багаже Татьяны Петровой есть кинематографические работы. В фильме Николая Бурляева по одноимённому роману Василия Белова «Всё впереди» она сыграла главную роль. Принимала участие в музыкальном фильме «Портрет на чёрном фоне» А недавно получила предложение сыграть Лидию Русланову в фильме, который 1 канал готовит к юбилею Победы.

Это очень волнительно, - делится сомнениями народная певица, - фильм глубокий. И роль Руслановой, и роль русской песни в победе нашего народа прописана прекрасно. Единственно, что меня смущает, смогу ли я сыграть образ. Ведь это была женщина такой несгибаемой воли. Не знаю, получится ли у меня, но я попробую.

Для поклонников же таланта Петровой этот вопрос риторический. Потому что оценка «необыкновенный голос, проникновенная выразительность, неповторимая исполнительская манера; самая простая песня в вашей передаче становится значительной», сказанная современником о … Лидии Руслановой, в полной мере относится к Татьяне Петровой.

Говорят, талант — поручение Бога. Татьяна Юрьевна свой дар так и воспринимает, всю жизнь продолжая учиться. И, как призналась, только одного просит у Всевышнего молитвой Ивана Козловского: «Господи, продли мои певческие дни».

Выразить свое отношение: 
Теги: культура
Рубрика: Персона
Газета: Газета Крестьянин