Аквакультурная революция
Что держать корову или свинью в сарайчике проще, чем гоняться с копьём за диким кабаном или антилопой, человек понял ещё в каменном веке. Что с рыбой и прочей морской и речной живностью дело обстоит примерно так же, люди в полной мере осознали лишь сегодня.
Конечно, и обычные пруды для разведения карпов, и экзотические устричные фермы существовали издавна. Но это была лишь ничтожная часть огромной отрасли. Главными поставщиками морепродуктов когда-то были рыбаки с неводами, а позже - гигантские траулеры, прочёсывающие сетями океанские глубины.
Ситуация начала меняться с тех пор, как по всему миру зазвучало слово «аквакультура» - разведение и выращивание рыбы, моллюсков и других водных обитателей. Как из рыбоЛОВОВ переквалифицироваться в рыбоВОДОВ? Этот вопрос обсуждали на прошлой неделе в Южном научном центре Российской академии наук (ЮНЦ РАН) на Международной научной конференции «Инновационные технологии аквакультуры».
Вьетнамцы нас накормят?
Мы ловим рыбу, сообразуясь со своими потребностями. А наши потребности давно превысили возможности моря. Это называется «перелов». Единственный российский регион, где ещё не всех «переловили», - это Дальний Восток.
- Вылов рыбы в России сегодня достиг своего потолка, - говорит председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов. - Состояние Азовского и Каспийского морей - впрочем, как и Баренцева с Балтийским - просто катастрофическое. Фактически эти моря уже потеряли промысловое значение, они истощены. В недавние советские времена мы добывали 11 млн тонн рыбной продукции в год, а сейчас - всего 4 млн. Добавьте к этому массовое закрытие рыбозаводов в 90-е годы и современную системную коррупцию в рыбной и рыбоохранной отрасли.
По мнению академика, единственный разумный выход в этой ситуации - развитие аквакультуры (об аквакомплексе ЮНЦ РАН, где выращивают осетровых, см. «Крестьянин» № 17, «Ускоритель осетров»). Именно этим путём пошли такие страны, как Норвегия, Турция, Вьетнам и многие другие, - и добились колоссальных успехов.
- В Норвегии, например, благодаря поддержке государства аквакультура превратилась в процветающую отрасль, - говорит Геннадий Григорьевич. - Одной только сёмги там добывают более 700 тысяч тонн в год! В небольшом Вьетнаме в год получают 4,3 млн тонн рыбной продукции - больше, чем в России, причём 2,3 млн тонн составляет аквакультура. Стоит ли удивляться, что дешёвая вьетнамская рыба вытесняет с прилавков отечественную?
Российский вклад в мировую аквакультуру составляет смешные 0,2 процента. Причин тому много. Не последняя из них - та, что производители находятся под колоссальным давлением прокуратуры и милиции, которые обвиняют их во всех смертных грехах - от браконьерства до уклонения от налогов. Развитие аквакультуры в России не особенно приветствуют могущественные хозяева рыбопромыслового бизнеса. Впрочем, это отдельный разговор, весьма далёкий от биологии.
Красивый бизнес
Доклады турецких и вьетнамских учёных невольно подчеркнули разницу между условиями, в которых развивается аквакультура в России и за рубежом. Так, турецкие коллеги озаботились тем, как рыбные фермы влияют на морскую экологию. У нас проблемы иного свойства.
- В том же Вьетнаме взять в аренду пруд для выращивания рыбы проще простого. В России же это выливается в бесконечный сбор документов и нешуточные взятки, - говорит Сергей Пономарёв, завкафедрой аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического университета и директор научного центра, где выращивают осетровых. - Тем не менее, есть достаточно много людей, которые хотят заняться «этим красивым бизнесом» - именно так иногда выражаются предприниматели, которые приходят к нам за технологиями. Некоторые выкупают и перестраивают под свои нужды брошенные заводы. Развивается и рекреационное рыболовство - проще говоря, платная рыбалка.
- Сергей Владимирович, выращивание осетровых в замкнутых водоёмах - процесс, который требует сложной аппаратуры и специального образования. А есть варианты попроще - для фермерских хозяйств?
- Конечно. Осетров можно выращивать не только в замкнутых системах, но и просто в прудах - они достаточно легко приспосабливаются к самым разным условиям. Обычно мы рекомендуем фермерам держать сразу несколько видов рыб: карпа, сома, щуку... Варианты самые разные: можно использовать уже существующий пруд, можно сделать запруду на реке. А можно поставить садковые фермы в реке или море. Но, естественно, нужно обучать персонал и строго соблюдать технологию.
- Какой примерно стартовый капитал нужен, чтобы организовать небольшое хозяйство, скажем, по разведению карпов?
- Порядка четырёх-пяти миллионов рублей.
- А когда он окупится?
- Примерно года через два.
По мнению Сергея Пономарёва, у небольших и средних хозяйств такого рода большое будущее: фермеры как-то умудряются преодолевать все административные барьеры.
Видимо, они, как и осетры, научились приспосабливаться к любым условиям.