Битва за школу

Фото Сергея Игнатенко

Письма о проблемах малокомплектных школ прочно заняли одно из главных мест в нашей почте.

Казалось бы, новый порядок их финансирования, принятый в июле этого года, должен был помочь «малышам» не только выжить, но и держаться на плаву (об этом - см. «Порядок финансирования малокомплектных школ в Ростовской области будет изменён»).

Но письма идут и идут. То ли поправки к закону об образовании недостаточны, то ли (и это больше похоже на правду) применяют их не слишком удачно. Впрочем, большинство «малокомплекток» имеют своё собственное лицо - именно за это их любят сильнее, чем большие школы. Но отсюда же и многочисленные, иногда непредсказуемые сложности.

Надо сказать, что наши читатели в целом трезво смотрят на вещи и не требуют держать в селе одиннадцатилетку ради пяти-шести учеников. У нас вообще люди терпеливые, согласны мириться с неудобствами ради хорошей школы. Но когда их дети становятся жертвами копеечной экономии, когда дорога к школе оказывается в буквальном смысле «тернистой», родители готовы идти до конца. И они правы. Только почему такая обычная вещь, как учёба в школе, должна превращаться в подвиг - и для детей, и для родителей? Может, пусть в нашей жизни не всегда будет место подвигу?

И ещё одно. В нашей почте есть письма, вызвавшие наш интерес и сочувствие, которыми мы - к большому нашему сожалению - заниматься не будем. Потому что они не подписаны. А значит, мы не можем поговорить с их авторами, не можем (будем называть вещи своими именами) убедиться, что всё, написанное в них, - правда.

Поэтому напоминаем ещё раз: обязательно подписывайтесь (не хотите видеть свою фамилию в печати - сообщите об этом, мы ни в коем случае не будем её публиковать).

И обязательно оставляйте контактный телефон (нет своего - дайте телефон соседа или родственника).

С Днём знаний - и до свиданья

«Обращение-протест» - так называлось это письмо в редакцию «Крестьянина». 133 жителя села Новоандриановка (Матвеево-Курганский район Ростовской области) требовали: верните нам десятый класс!

Дело в том, что перед самым началом учебного года школьникам и их родителям неожиданно сообщили: десятого класса, в котором должны были учиться семь человек, не будет. На поиски других вариантов оставалось... десять дней.

«Ученики 10-го класса задумались, стоит ли продолжать обучение, если они никому не нужны и на них нет денег в министерстве образования. Хотя они блестяще сдали экзамены: по математике, например, из девяти учеников 9-го класса пять получили пятёрки», - говорилось в письме. Были в нём горькие вопросы: «Много ли сэкономит министерство образования, если закроет в нашей школе 10-й класс? Или безграмотной деревней легче управлять?»

Заканчивалось письмо так: «Мы, родители и жители села Новоандриановка, выражаем протест против закрытия десятого класса в нашей школе. 1 сентября наши дети придут в свою школу. Они имеют право и должны учиться в родных стенах».

Сразу же после начала учебного года мы позвонили в новоандриановскую школу.

- Дети пришли и учатся! - сообщила нам завуч Наталья Лысенко. - Нам вернули десятый класс!

Наталья Михайловна рассказала: новоандриановцы протестовали так упорно, что «наверху» нашли деньги, и семеро десятиклассников вернулись в школу. Что, безусловно, радует, но... Неужели без акций протеста непонятно, что ликвидировать класс аккурат ко Дню знаний не годится?

Наверное, для ребят было большой неожиданностью, что можно вот так бесцеремонно закрыть перед ними двери их родной школы. Горький урок.

По ухабам - на урок

Закончившийся 2008-2009-й учебный год для нашей заринской школы оказался последним: её закрыли в связи с недостаточным количеством учащихся (21 человек). Сейчас наши дети должны учиться в дячкинской СОШ, которая находится в 9 км от нашего посёлка. Планируется ежедневный подвоз детей в школу, интерната не будет. С этим мы согласны. Но нас беспокоит аварийное состояние дороги, по которой будет проходить маршрут.

Инициативная группа родителей и жителей посёлка неоднократно обращалась с вопросом о ремонте дороги в администрацию президента, в администрацию области, в местную и районную администрации.

Глава районной администрации Виктор Петрович Волков сначала обещал оставить в посёлке начальную школу и произвести частичный ремонт дороги за счёт средств района. Но школу закрыли, и дорогу не ремонтируют.

 Если вопрос с дорогой не будет решён, то мы, родители, вынуждены будем оставить детей дома, т. к. опасаемся за здоровье и жизнь своих детей.

Родители посёлка Малое Полесье (всего 16 подписей), Тарасовский район, Ростовская обл.

- Перед началом учебного года приезжал к нам глава района. Сказал, что дорогу заасфальтируют, но не сейчас. А пока что её разровняли грейдером и насыпали щебёнки, - сообщила нам по телефону одна из жительниц Малого Полесья.

- И что, помогло?- Да какое там! Как была разбитая, так и осталась. Обещают подсыпать щебёнку по мере надобности. По мнению главы Тарасовского района Виктора Волкова, дорога теперь «вполне проезжая».

- Её должны были асфальтировать в 2011 году, - сообщил глава. - Уже была готова смета, но - сами понимаете, кризис... Нам ни копейки не дали на межпоселковые дороги. Без помощи областной администрации мы ничего не сможем сделать.

Нам почему-то кажется, что эти несчастные девять километров до дячкинской школы стоило бы заасфальтировать в первую очередь. Потому что иначе все громкие слова о «школе нового поколения» и «демографической политике» звучат как-то неубедительно. Собственно, когда ездишь по сельским грунтовкам, вообще лучше никаких слов не говорить, чтобы не прикусить язык. Проверено корреспондентами «Крестьянина» на собственном опыте.

Спасала от одиночества, цыпок и вшей

1953 год. Меня, первоклассницу, в пургу и в мороз, в дождь и слякоть несёт в школу на руках отец. Часто - босую, потому что на трёх детей одна пара обуви.

Нас в нашей начальной школе тогда было всего 12 человек. Все учились в одном помещении: каждый класс имел свой ряд, в ряду по две-три парты, а то и одна.

Учительница (она ещё жива!) у нас много лет была одна и та же - Дарья Ильинична Малеева. Сподвижница, не из местных; приехала с мамой и обосновалась в одной из классных комнат. Так что наша Дарья Ильинична буквально жила школой! Она нас учила, подкармливала, спасала от холода, голода, кого-то - от одиночества, всех - от цыпок и вшей. Мы её обожали (только благодаря ей мы знали, что означает такое слово, как «обожание»).

Встречаю в газетных статьях выражения: «Конечно, сельские выпускники подготовлены слабее» и т. д. Так вот, я хочу рассказать о моих хуторянах, которые начинали учиться в нашей «маленькой» школе, а заканчивали хоть и «большую», но тоже сельскую школу. Это два лётчика - Николай Иванцов и Александр Овсянников, два агронома - Анна Василькова и Лидия Овсянникова; двое учителей - Мария Громова и Лидия Чернухина, высококлассный инженер Василий Громов... Вон куда пролегла тропинка от порога маленькой трёхклассной хуторской школы!..

В 60-х нашу школу закрыли - нерентабельной оказалась. Уехали сначала молодые - туда, где есть школа... В 1968 году мы вместе с мамой последними покидали хутор. Дальше - покинутое село с домами без крыш. Но исчезли и они. Остались только с десяток деревьев, распаханное кладбище, где были похоронены мои семь братьев и сестёр.

Л.Н. Чичварина, выпускница малокомплектной хуторской школы ст. Будённовская, Пролетарский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Образование
Газета: Газета Крестьянин