Не подаришь - не нальёт. - Авто
Как инженер Егупов стал собирателем старины.
Если присмотреться, то в кабинете главного инженера колхоза «Родина» Валерия Егупова можно обнаружить две вещи, говорящие о его хобби. Это помещённый в рамочку на стене совет управленцам: «Не боритесь с последствиями. Ищите причину». Автор высказывания - известный автопромышленник Генри Форд. А вторая вещь покоится прямо на столе Валерия Павловича: небольшое, но тяжёлое - килограмма два - ядро. Ретро-автомобили и старинные предметы из металла - две стихии инженера Егупова.
В гости - с ржавым безменом
- Механизаторы помнят моё увлечение и приносят с поля то гильзу или фрагмент гранаты, то ствол ружья времён Великой Отечественной, - рассказывает Валерий Павлович. - В этих местах жестокие бои были. Плуг до сих пор выворачивает смертоносный металл. А вот ядро - находка редкая. Пожалуй, пролежало в нашей земле с Кавказской войны. Специально держу на виду. Вдруг зайдёт кто знающий: просветит, для какой пушки отлито.
Большая часть военных трофеев и просто предметов старины хранится у Егупова дома в гараже. Для друзей Валерия Павловича это своеобразный музей, пришедший на смену разворованному и ликвидированному в безвременье 90-х музею сельскому.
- Из того музейного собрания у меня нет ничего, - приглашает в гараж Валерий Павлович. - Всё, что здесь есть, - подарки приятелей и знакомых.
Началось всё с шутки. Мужская компания в этом гараже обсуждала изделия из металла старых мастеров. У каждого дома валялись такие вещицы. Валерий Павлович вдруг поставил вопрос ребром: «Не подаришь - не налью!» С того и пошло. В гости к инженеру идут не с хрустальными вазами и коробками конфет, а с ржавыми безменами, позеленевшими солдатскими котелками, допотопными примусами и дедовскими неходячими часами.
В бережные руки ценителя передают дорогие для себя вещи пожилые дмитриевцы. Как-то заглянул к Егупову 80-летний Николай Суббота с комплектом бритв и оселков ещё царских времён. Всю жизнь Николай Иванович стриг и брил односельчан. Сам Валерий бегал к нему в кабинет пацаном, чтобы по строгой воле родителей избавиться от копны на голове. Помнит, что под занавес стрижки Суббота извлекал из кармашка блестящую и страшно острую бритву, чтобы сделать шею сорванца безупречно гладкой. Казалось бы, сколько тут времени прошло? А уже нынешнее поколение не верит, что такими примитивными «ножами» их отцы и деды наводили порядок на физиономии. Зять с удивлением спрашивает Егупова, разглядывая диковинный набор: «Неужели это правда?»
Пропущенная экскурсия
- Интерес к старине зародился у меня, конечно, задолго до той чарки в гараже, - берёт серьёзный тон Валерий Павлович. - Раненый отец вернулся с фронта и работал вместе с матерью на тракторе. И вся родня - кто механизаторы, кто шофёры. И я с малолетства с ними среди железок. На любую гайку с интересом смотрю: как сделана? Что вложил в неё мастер, чтобы держалась надёжно и прослужила долго?
Насколько велико было это увлечение, можно судить по эпизоду из флотской юности Егупова. Матросам выдалась редкая возможность побывать в подземных казематах острова Березань на Чёрном море, где когда-то держали бунтовщика лейтенанта Шмидта. Валерий сильно удивил сослуживцев, так и не перешагнув порога островной тюрьмы.
- Я застыл у калитки ворот и простоял как вкопанный всё время экскурсии. Эти надёжные ворота были сделаны из 150-миллиметрового уголка с помощью заклёпок. То есть вручную, без сварки! Для меня это был шедевр.
Другая страсть - к технике - тоже проснулась рано. В 14 он уже гонял на велосипеде с моторчиком. Перепробовал все советские мотоциклы. Сам разбирал и собирал любую технику.
Но самой заветной мечтой для Егупова на протяжении 30 с лишним лет был американский «Виллис». Знаменитый вездеход попал в нашу страну от заокеанских союзников по ленд-лизу во время войны. Впервые эту машину Валерий увидел в 16 лет во время учёбы в сельхозтехникуме в посёлке Башанта (ныне Городовиковск), что в Калмыкии. Там на «Виллисе» рассекал местный кузнец, воевавший на этой машине. Когда демобилизовался, командир отдал бойцу автомобиль в награду.
- У меня сердце замирало, когда видел кузнеца за рулём. В войну 60-сильный «Виллис» таскал даже артиллерийские пушки. А в послевоенные годы заменял в сёлах трактора. К нему цепляли плуг, включали пониженную скорость и пахали огороды. Но когда надо, это был быстроходный лимузин, развивал до 80 км в час. Маршал Жуков на нём ездил. Это была его любимая машина.
За кузнецовским «Виллисом» Егупов зорко следил, как охотник за диковинной певчей птицей. Когда фронтовик умер, поехал в Городовиковск. Дочь кузнеца была непреклонна: «Это память об отце. Не продам». Но жизнь переменчива. Через годы узнал: «Виллис» всё же продан, хорошо, что недалеко - в город Изобильный. Затем реликвия перекочевала и вовсе под бок Егупову - в Дмитриевское. Пять лет назад Валерий Павлович увидел крылья, колёса, раму и движок машины разбросанными во дворе хозяина. И понял: момент для сделки настал.
По сельской улице в День Победы
- Я предложил ему десять тысяч рублей, и он согласился, потому что уже не знал, что с этой рухлядью делать. Через друзей и Интернет раздобыл чертежи, недостающие детали. И через полтора года мой «Виллис», покрашенный в родной цвет хаки, впервые выехал на дорогу.
У 70-летнего «американца» абсолютное большинство узлов родные и до сих пор исправно служат. Егупов не устаёт восторгаться смелостью и прозорливостью конструкторской мысли довоенных мастеров.
- Помпа на этом «Виллисе» - как на современных «Жигулях». И цепная передача тоже. Она гораздо надёжней и бесшумней, чем шестерни на «Волгах» и «УАЗах».
После постановки «Виллиса» на учёт в ГАИ к Егупову зачастили гости, прознавшие неведомым путём об исправном раритете.
- Житель Махачкалы приехал и даёт десять тысяч долларов. Но я ему сказал: этот автомобиль для меня бесценен. У меня есть хороший «Мерседес» для семейных поездок. Есть служебный джип. Но эта машина - дороже любой.
«Виллис» - предмет обожания для всех домочадцев Егуповых. Дочь Валерия Павловича Ирина, капитан милиции в Ставрополе, приезжая в родительский дом, первым делом спешит в гараж посмотреть на любимца. С удовольствием моет его. Младшая дочь Вика, пока школьница, тоже лелеет сильно подержанную иномарку. Заразившись от отца интересом к истории, она увлеклась нумизматикой.
Ворота дома ретро-автомобиль покидает единственный раз в году - в День Победы. В него усаживаются обе счастливые дочери, ликующая внучка. А за рулём торжественный Валерий Павлович. Маршрут по сельским улицам и за околицу. Всего с десяток километров. Под восторженные взгляды и возгласы ветеранов и молодых. Село Дмитриевское уже не представляет великого праздника без «Виллиса». Этого символа прошедшей войны и нашей общей победы.
А ещё в этот день Валерий Павлович отправляется на кладбище и ставит чекушки с фронтовыми 100 граммами на могилы отца, не успевшего покататься на «Виллисе», и его кумовьёв-фронтовиков.
- Меня некоторые называют здесь дурачком, который с жиру бесится, - признаётся Валерий Егупов. - Но больше всё же таких, кто относится к моим увлечениям с уважением.
А я подумал вот о чём. Можно долго говорить с трибун о связи поколений, о творческих традициях. А можно, как инженер Егупов, увлечённо копаться в истории, восторгаясь мастерством и ратным подвигом предков и извлекая полезные уроки для настоящего. Заражая своим азартом и восторгом окружающих. И это будет гораздо ценней.