Бульдозер «пишет» историю Ростова-на-Дону

снос студии кинохроники в Ростове-на-Дону

Снос в Ростове здания бывшей студии кинохроники возмутил общественность города. Стала известна дальнейшая его судьба, однако неясно, какое будущее может быть уготовано другим историческим памятникам. Эти вопросы обсудили участники круглого стола «Бульдозером по истории», который прошел на площадке «Медиас».

Бульдозер «пишет» историю Ростова-на-Дону

 

Снос в Ростове здания бывшей студии кинохроники возмутил общественность города. Стала известна дальнейшая его судьба, однако неясно, какое будущее может быть уготовано другим историческим памятникам. Эти вопросы обсудили участники круглого стола «Бульдозером по истории», который прошел на площадке «Медиас».

Как сообщил руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, на месте снесенного памятника архитектуры появится семиэтажка в стиле эклектика. Его собственник построит здание по проекту ростовского архитектора Жукова и сохранит уникальную лепнину, украсив ею новый дом. По словам Кожина, он спокоен за судьбу уникальной лепнины, да и само будущее здание должно неплохо вписаться в архитектурный облик Ростова.

И все же эксперт по государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия Любовь Волошинова в знак почтения к снесенному зданию кинохроники решила говорить стоя.

«Я по-настоящему скорблю, что это творение ушло из архитектурного наследия города», - заявила она. - Власти в таких ситуациях должны принимать более оперативные решения и выработать для этого отдельный механизм, чтобы не допустить аналогичных случаев».

Собственно, именно для этого около двух часов все собравшиеся обсуждали проблему, ведь подобные случаи происходят в Ростове постоянно.

«Это системная проблема, - считает доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ Артур Токарев. - Здания, которые не представляют никакой исторической и архитектурной ценности, продолжают стоять, а огромное количество выдающихся строений не попадает в реестр объектов культурного наследия и просто уничтожается».

«Список памятников, созданный в 2004 году, сегодня стал на 240 меньше. Это в основном вновь выявленные, но есть и те, что были в реестре. Получается, одни нельзя исключить, а другие можно. Например, «главная доминанта Б.Садовой», как сказано о доме Волошина, статуса не имеет. Перестал быть памятником с 2001 года по решению суда и торговый дом Максимова. А известный ларек Бояркина — это же нелепость, что в центре города незаконно построено здание, и его не могут убрать, а решение суда проигрывается», - возмутился Александр Кожин.

По мнению председателя Союза архитекторов Ростовской области Вадима Сивцова, это происходит из-за несовершенства законов, которые противоречат друг другу. Он считает, что сегодня мы живем в такой стране, где экономические условия диктуют действия.

«Раньше, когда не было плана застройки, зоны определял главный архитектор и брал ответственность на себя. Были исключены подобные безобразия, работал градостроительный совет, который имел вес и регулировал эти вопросы», - пояснил Сивцов.

Совет, правда, существует и по сей день, но его функции свелись к формальным. По словам Александра Кожина, список входящих в него существует, а реальной работы нет. Тот совет, который на что-то влиял до 2008 года, сейчас не собирается. Последний раз на нем обсуждали судьбу кинотеатра «Россия».

Главный специалист отдела охраны объектов культурного наследия министерства культуры РО Ирина Гусейнова пояснила, что изменить ситуацию должен регламент, который поручил разработать губернатор. Однако участники обсуждения ссылались на другие существующие документы. Так, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Трухачев рассказал, что еще в 1971 году был утвержден генплан города. По нему территория от Буденновского до Ворошиловского считается исторической застройкой, и приоритет там отдается зданиям 5-6 этажности, а в границах от Ворошиловского до Театрального возможно строительство высоток и более активный снос.

«У нас в городе уникальная ситуация, - пояснил архитектор, - он выходит к воде и образует очевидный фасад, с учетом которого можно формировать город. Но это происходит стихийно — торчат отдельные «пеньки», потому что так решают хозяева земли. Ростов возвышается на холме, и это нужно использовать в архитектурных решениях, а у нас на нижней набережной возникают многоэтажные дома, таким образом мы убиваем масштаб нашего города».

Юрий Трухачев занимался созданием проектов городской застройки на Камчатке, в Калининграде. Генплан последнего назывался «Сердце города», его готовила общественная организация, которая серьезно патронируется администрацией Калининграда. На вопрос, может ли он подготовить подобный документ для Ростова, Юрий Трухачев ответил, что в родной город его не приглашают. Это связано с законом о проведении тендеров.

Основной причиной архитектурных бед Ростова, по мнению большинства участников обсуждения, является отсутствие механизмов, инструментов регулирования этих вопросов, чем успешно пользуются застройщики. И пока они появятся, город может лишиться еще каких-то архитектурных ценностей. Если вернуться к тому же зданию кинохроники — о том, что оно не значится в списке, министерству культуры было известно еще в 2013 году. Но оно умолчало и об этом, и о планах сноса, ведь общественность сразу же встала на защиту. Практика умалчивания становится лучшей тактикой для застройщиков.

 

Грядущие перемены в строительстве, связанные с предстоящим ЧМ-2018, вызвали новое беспокойство экспертов. Главный архитектор проектов «Южного градостроительного центра» Елена Батунова задала прямой вопрос директору департамента архитектуры и градостроительства Ростова Игорю Репьеву. Ответ получила уклончивый: «Бизнес невозможно прогнозировать на 100% в отношении строительства к ЧМ, а исторические объекты, занесенные в списки, будут охраняться».

 

Участники круглого стола предложили создать в городе градостроительный портал, на котором любой желающий в открытом доступе мог увидеть всю информацию, а также документы и проекты. Но и здесь чиновник Репьев решил не размахиваться понапрасну, так как у городского департамента архитектуры и градостроительства есть своя страничка на сайте горадминистрации. Что же касается регламента, на который так рассчитывают городские власти, Александр Кожин напомнил, что он уже был сделан в 2008 году. К слову, на бюджетные деньги. И довольно серьезной организацией - «Донское наследие». Но так и остался не подписанным и, соответственно, не имеющим законной силы. Так что дело не в документе, главное, как сказал человек, реально занимающийся сохранением донских памятников, чтобы власти, как в Калининграде, контролировали эти процессы.

Элла ВАСИЛЕНКО

Выразить свое отношение: