Туда нельзя!
19.07.2012 15:44
Выезд комбайна на дорогу карается большим штрафом.
В редакцию «Крестьянина» позвонил фермер из Багаевского района и пожаловался, что четыре его комбайна в самый разгар жатвы были задержаны на посту ГИБДД и простояли там два дня! Потеряно драгоценное время, свои убытки фермер оценивает в полмиллиона рублей.
– Мои поля расположены так, что приходится проезжать три километра по федеральной трассе мимо поста. Раньше проблем не возникало: всегда пропускали. А 1 июля сотрудник ДПС сослался на аварию на трассе с участием негабаритной техники и строгий запрет начальства пропускать крупногабариты. Выписали штраф на 10 тысяч рублей за то, что нет разрешения на проезд. За разрешением послали в Ростов.
О каких разрешениях идёт речь, фермер в точности не знал и был возмущён этим требованием до предела.
Капля в море
Как разъяснили в ГИБДД области, инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам действует ещё с 1996 года. В соответствии с ней, должны быть оформлены разрешения на перегонку сельхозтехники. При их отсутствии действует статья 12.21.1 КоАП. Штрафы для физлиц: от 2 000 до 2 500 руб., для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб., для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 руб.
Разрешение на проезд по федеральным трассам оформляется в ФКУ «Севкавуправтодор», по областным – в Министерстве транспорта Ростовской области, по муниципальным – в районных администрациях. Сроки и порядок оформления разрешения, в том числе и образец заявления, – всё это прописано в инструкции.
Сколько же таких разрешений выдано сельхозпредприятиям в этом году? Такие данные в ФКУ «Севкавуправтодор» сообщить затруднились по причине отсутствия начальника соответствующего отдела. Зато в министерстве транспорта рассказали, что с начала этого года выдано более двухсот разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Но что такое двести разрешений для региона, в котором насчитывается свыше 16 тысяч хозяйств всех форм собственности, занятых в сельском хозяйстве? Капля в море. К тому же, как пояснили в министерстве, двести – это общее число, а отдельной статистики о перегоне сельхозтехники не ведётся. Как же решается этот вопрос?
Рука руку кормит
– Те хозяйства, которые работают нормально, оформляют разрешения заранее, и никаких сложностей у них не возникает, – заверили в министерстве.
– Да нет таких хозяйств, – предположил президент ростовской АККОР Александр Родин. – По крайней мере, мне такие неизвестны.
Действительно, мы опросили руководителей нескольких самых крупных и успешных хозяйств области и выяснили, что опыта оформления подобных разрешений ни у кого нет, хотя пересекать автодороги общего пользования приходится. Зато успешный опыт оформления разрешений нам удалось найти в Краснодарском крае. Предприниматель Николай Ждан из Красноармейского района Кубани, который специализируется на выполнении сельхозработ по найму, рассказал, что оформление разрешений не вызывает затруднений. Бумагу выдают в краевой администрации в течение недели, в разрешении прописан маршрут, по которому он может передвигаться. Срок действия «аусвайса» – три месяца. Госпошлина – тысяча рублей. Сопровождение ГИБДД не требуется.
А как поступают те, кто работает только на своих полях?
– Когда тормозят мой комбайн, я показываю гаишнику мозолистые руки механизатора: как тебе не стыдно, эти ж руки тебя кормят! Действует безотказно, – отшутился руководитель одного из крупных хозяйств области.
– Ввиду высокого размера штрафов можно предположить, что есть некая заинтересованность со стороны контролирующих органов, – говорит Александр Родин. – И этот вопрос требует внимательного разбирательства.
Комбайн – не груз
По мнению донской АККОР, инструкция, на которую ссылается ГИБДД, не применима к сельхозтехнике.
– Комбайн – это не груз, а орудие труда, фермер не просто его перевозит, он на нём работает. ГИБДД ссылается на то, что техника создаёт на автодороге аварийноопасную ситуацию. Давайте разберёмся: сельхозтехника – это не скоростной транспорт, и в силу размеров не заметить её просто невозможно. Тем более что комбайны оборудованы световыми спецсигналами. Если техника передвигается по узкой автодороге и выходит за пределы разделительной полосы, как правило, требуют сопровождения ГАИ. Но на каждый комбайн автомобиль ГАИ не закажешь: сельхозработы сильно зависят от погодных условий, и установить заранее время передвижения техники просто невозможно. Если же говорить об оформлении разрешения без сопровождения ГАИ, то какой в этой бумаге смысл? Это бюрократия и лишняя трата времени. Я считаю, что этот вопрос должен быть поднят министерством сельского хозяйства и рассмотрен на федеральном уровне с участием ГИБДД.
Выразить свое отношение: