Как приручают независимое СМИ. Сначала по понятиям, потом – по закону
РЕПОРТАЖ о беспрецедентном наезде на нашу типографию в ночь с 12 на 13 мая мы закончили сообщением об утреннем визите работника местного отдела противопожарной службы Геннадия Воловодова («Жмурки с анонимами», № 20).
Визуальный осмотр
Геннадий Воловодов, молодой мужчина, ничем не напоминающий грозного чиновника, мягко и вкрадчиво объяснил, что после вчерашнего (был, напомним, анонимный звонок о пожаре, хотя и не пожарникам, а энергетикам) он пришёл произвести визуальный осмотр помещения, дать руководству типографии на всякий случай кое-какие советы. Походил по помещению, сделал пометки в блокноте, на просьбу заместителя директора типографии ознакомить его со своими замечаниями ответил: «Передам в суд, там и ознакомитесь». А на следующий день приходит вызов из Мясниковского районного суда. Оказывается, мягкий и деликатный дознаватель (так называется его должность), основываясь на результатах визуального осмотра, вынес решение о временном приостановлении работы типографии и ходатайствует теперь перед судом о назначении административного, то есть более серьёзного наказания. И судья Мясниковского районного суда Т. А. Хаянян, основываясь на представленных документах, 17 мая принимает решение «о приостановлении деятельности предприятия на 90 суток». Представляете себе – на девяносто дней, на три месяца, типография должна замереть, оставив более девяноста человек без работы. Коллектив в шоке.
Виртуальная опасность
Ночной наезд – как нападение из-за угла. По понятиям. И теперь уже ясно – протоколы пожарного-дознавателя, решения суда, которые затем последовали, – бюрократическое прикрытие этой неблаговидности.
Ну не странно ли – типография принята в эксплуатацию в 2006 году без замечаний со стороны пожарных. Пять лет одно из крупнейших, успешно развивающихся предприятий района не интересовало службу надзора. Ни одного – даже мелкого – замечания. Дознаватели к полиграфистам не заглядывали и даже положенную по графику (в 2009 году) проверку не проводили. И вдруг вспомнили. Да с какой поспешностью взялись за дело! Будто и в самом деле гарью потянуло. Без согласования проверки с прокуратурой, без положенных в таких случаях свидетелей, без предоставления протокола осмотра руководству типографии. И с какими выводами! Нарушения норм и правил противопожарной безопасности, оказывается, таковы, что «создают угрозу жизни и здоровью людей». Ещё вчера, до вечернего налёта на типографию её, этой угрозы, не было, а сегодня прямо-таки если не виртуально, то визуально возникла. И федеральная судья Т. А. Хаянян всего этого не видит, хотя опытный юрист не мог не заметить преднамеренного нагнетания опасности. Достаточно было ознакомиться со списком нарушений, выявленных дознавателем, чтобы убедиться – все они устранимы в краткие сроки, как, например, размещение плана эвакуации на бумаге, не соответствующей новому ГОСТу. Работники типографии сразу же после проверки устранили обозначенные несоответствия, что и было признано в суде самим дознавателем. Но госпожа Хаянян назначает наказание по высшей возможной мере. Не на пять, не на десять суток, а на девяносто. Будто и в самом деле все эти годы работники типографии сидели на пороховой бочке. Не остановишь – быть беде. И остановили – грубо, зримо, чтоб другим неповадно было проявлять неповиновение.
Правда, которая хуже лжи
Губернатору Ростовской области В. Ю. Голубеву один из посетителей его твиттера задал вопрос: «В Ростовской области за печать листовок противника Д. Станиславова закрыли типографию». Голубев ответил: «Думаю, что это неправда». Связь с листовками, конечно, оспорить можно. Хотя руководитель районного отделения милиции, приезжавший ночью в типографию, чётко обрисовал картину. Приехал по звонку из-за печати листовок.
А вот то, что типография «Крестьянин» закрыта, – это, уважаемый Василий Юрьевич, правда.
Притом правда, которая, как говорил автор бессмертного «Горя от ума», хуже всякой лжи.
Обычная для наших дней история – продуманная, вероломная расправа с независимым медийным предприятием по схеме «менты, пожар, рубильник». Но когда «шьётся дело», всегда видны белые нитки. «Пожар!» – приезжают электрики, а не наряд пожарных тушить возгорание. В листовке антисемитское содержание? Но заключение на этот счёт поручается вынести не эксперту избирательной комиссии, а начальнику районной милиции. И т. д.
И вот что характерно для такой правды. Вначале тебя вышибут из седла, а потом на все призывы о помощи плавно вводят пострадавшего в правовое поле. Уже сами дознаватели просят пощады для своей жертвы: да устранили они нарушения, устранили. Но судья непреклонна: как это – устранили за несколько дней? А за что же тогда мы закрывали предприятие на девяносто суток? Нет, друзья, так не пойдёт. Заседание суда переносится.
Сегодня, 31 мая, заседание Мясниковского районного суда Ростовской области, где должен был решаться вопрос о досрочном прекращении наложенного административного наказания в виде приостановления деятельности типографии издательского дома «Крестьянин» на 90 суток, так и не было открыто. Судья Т.А. Хаянян в присутствии заместителя директора типографии Е. Самохина и начальника ОНД по Мясниковскому р-ну УНД ГУ МЧС России по Ростовской области А.В. Мазурова объявила о перенесении слушания дела в связи с рассмотрением жалобы на решение Мясниковского суда в областном суде.
Областной суд назначил дату рассмотрения дела по нашей жалобе на решение Мясниковского суда на 3 июня.
Какое решение примет суд – покажет время. А типография как стояла, так и стоит опечатанная. Это правда.
Упрёк не по нашему адресу
Один из блогеров, включившийся в обсуждение на нашем сайте случившегося с нашей типографией, обвинил нас в том, что мы «развернули... всемирную информационную войну против власти и «ЕР»: «Ну накричались досыта, ну обхаяли Ростовскую область изо всех сил. Неужели, Владимир Кузьмич, вы думаете, что заработали на этом дополнительные дивиденды для своего предприятия?»
Что можно сказать в ответ? Если бы мы хотели«развернуть всемирную информационную войну против власти и «ЕР», у нас была возможность «накричаться досыта» сразу же – в ночь с 12 на 13 мая. Надо было, если б мы хотели пиар-акции, встретить ночных гостей (а мы были уверены, что они прибудут) светом телекамер, вспышками фотоаппаратов. Журналисты любят такие сенсации. Лично моя вина в том, что этого не произошло. Удержал молодёжь от экстремизма. И после того, как судья Т. А. Хаянян приняла решение о приостановке типографии на 90 суток и все в коллективе были взбешены до предела, мне казалось, что не резон поднимать шум на всю ивановскую, через голову областной администрации.
Достучаться до губернатора не удалось, но была встреча с министром внутренней политики и информации Ростовской области В.Н. Чирковым. Министр пообещал заняться нашей проблемой.
Мы ждали. Ни в Кремль, ни к коллегам по медиабизнесу не обращались. А измывательство над здравым смыслом продолжалось. Нам давали понять, что случай в Чалтыре не местный дебилизм, как выразился один из областных чиновников, а что это иезуитски продуманная, спланированная акция против нашего коллектива, наглядный урок всему медийному сообществу.
А насчет того, что «обхаяли всю область изо всех сил», я ответил блогеру – упрёк не по нашему адресу.
Владимир ФОМИН, генеральный директор
объединённой редакции «Крестьянин»