Молочное животноводство. Тамбовский milk тебе товарищ

Несмотря на удачный опыт, развитие семейных ферм, по сути, остановилось.

Ферма за полцены и рассрочка платежа на восемь лет – таковы условия развития семейного молочного животноводства в Тамбовской области. Первые фермы уже построены, осталось завезти скот. В позапрошлом номере «Крес­тьянина» мы обещали подробнее рассказать об опыте северных соседей.

Областной проект – переработанный и дополненный вариант федеральной целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на 2009-2011 гг.». Его принцип прост. Поскольку у селянина нет денег, чтобы построить ферму самостоятельно, за него это делает государство. Возведением сооружений занимается ОАО «Тамбовский областной земельный фонд» (ТОЗФ) – оно одновременно и заказчик, и застройщик. Деньги на строительство фонд получает в кредит, под залог своих земельных участков и областной недвижимости. Часть кредитной ставки субсидирует федеральный бюджет. После того как ферма построена, она оформляется в собственность фонда и передаётся фермеру в аренду на восемь лет с правом выкупа. И наконец, главное – ровно половину стоимости фермы компенсирует областной бюджет.

– Ферма на сто голов «под ключ» стоит 32 млн рублей, – рассказывает начальник управления сельского хозяйства Тамбовской области Александр Аксёнов. – Бюджет, соответственно, берёт на себя 16 млн. Остаток суммы вместе с платежами за обслуживание фермы разбивается на равные доли и выплачивается фермером. Долг он может погасить и раньше. Главное – чтобы фонд, не имея дохода, не имел и убытков.

Вообще развитие молочного производства – непрофильная задача для ТОЗФ, говорит Аксёнов. Главная задача – покупка земельных долей, формирование их в пулы и продажа новым собственникам. Лишняя работа даётся нелегко – пришлось создавать отдельное подразделение, отвлекать специалистов.

Сейчас полностью построены четыре фермы – осталось завезти скот. С его закупкой фермеру тоже помогут. Форма поддержки зависит от того, какую схему избирает хозяин. Если поголовье покупается сразу за наличные или в кредит, фермеру выплатят 70 рублей за каждый килограмм живого веса. Если используется лизинг, то бюджет субсидирует первый взнос и лизинговые удорожания.

IMG_6065.JPG...Ферма Михаила Уварова выросла посреди поля всего за полгода. У тамбовчанина взгляд с прищуром и слегка насмешливая, уверенная манера поведения человека, добившегося всего самостоятельно. Разжёвывает терпеливо, с толком: вот охладитель. Вот – система автоматической дойки, оператор «принимает» за раз по восемь бурёнок. Содержание беспривязное. Навоз? В специальную яму, оттуда – на поля. Холодно в здании? Да, но максимальная отдача от коровы – при минус 14. Приплод? В доход хозяйству. Будет ли строить ещё одну ферму? Конечно. Три.

– У меня трое сыновей и зять, – говорит Уваров. – Хочу каждого обеспечить. Я не уверен, что государство не отберёт мою ферму – мало ли бывает. Не знаю, окупится ли она за восемь лет. Но мне надо привязать сыновей к земле. Они у меня с 12 лет на комбайне. Отпустил на четыре года в техникум – не узнал. Хамы какие-то приехали. Пришлось прикрутить им гайки… А если хозяйство есть, привыкнут – будут работать.

Со сбытом молока у аграриев проблем возникнуть не должно. Почти одновременно со строительством ферм в области реконструировали Бондарский сыродельный завод. Предприятие-банкрот, находившееся на грани полного развала, выкупили региональные власти. В реконструкцию вложили 104 млн рублей – восстановили здание, завезли оборудование. В конце 2010 года Бондарский завод начал работу. По словам коммерческого директора предприятия Игоря Терехова, когда завод «раскрутится», его приватизируют. Кто станет владельцем, пока не решено. Акции либо продадут профильному инвестору, либо разделят между фермерами – поставщиками молока. Планируется, что областной бюджет вложит в модернизацию ещё 100 млн рублей, чтобы наладить выпуск «кисломолочки»– йогуртов, кефиров, сметаны.

– Мы закупаем молоко у населения по 13-16 рублей за литр, – рассказывает Игорь Терехов. – Доля фермеров и владельцев ЛПХ в поставках – 50%. Остальное добираем у крупных хозяйств. Прибыльности пока нет – почти 20% нашего молока продаётся по «социальной» цене, 21 рубль за литр. Еще 30% продаём в школы. Там, правда, цена повыше – жирность максимальная. Сыры продаём в среднем по 200 рублей за кг. Конкурировать с белорусской продукцией, конечно, сложно – она сильно дотируется государством. Когда выйдем на полную мощность, надеемся, завод станет приносить прибыль. Мы можем перерабатывать 50-60 тонн молока в сутки. Сейчас завод загружен наполовину.

Тамбовская программа развития ферм хороша, пожалуй, всем. Кроме одного. В 2011 году её действие заканчивается. Точнее, заканчивается срок первоначальных тепличных условий. По плану, до конца этого года нужно было построить 60 ферм. Готово – четыре. Александр Аксёнов признаёт – достроить даже треть от оставшегося количества нереально.

– Первый год у нас ушёл на изучение темы, продвижение идеи, поиск участников, – рассказывает чиновник. – Потом были проблемы с оплатой проектов ферм... В этом году достроим столько, сколько успеем. И в дальнейшем действовать через земельный фонд мы перестанем. Произошло отвлечение средств, специалис­тов – это нежелательно. Фонду нужно вернуться к своей основной работе. А кроме него обеспечивать аграриев залогом никто, к сожалению, не способен.

Конечно, параметры поддержки, продолжает Аксёнов, останутся. Но субсидировать половину суммы будут только тем, кто сам начнёт строительство, под собственный залог. Министр соглашается – это затрудняет развитие программы. Фактически – тормозит его. Банки не кредитуют селян – 16 млн рублей для фермерского баланса неподъёмны…

– Семейные фермы – хороший вариант для молочного животноводства в кризисные годы, – оценивает инициативы тамбовских властей руководитель информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяна Рыбалова. – В отличие от крупных хозяйств они не требуют больших вложений. В Европе вообще нет больших ферм – максимум 200-300 голов. Но на пустом месте построить ферму нельзя. Господдержка обязательно должна быть – и если есть положительный опыт развития, его надо обязательно тиражировать.

г. Тамбов

А как у нас

По данным донского минсельхоза, в 2010 году программа развития молочных ферм в Ростовской области не разрабатывалась из-за бюджетного дефицита. Непонятно пока, появится ли она в ближайшие год-два. Однако уже сейчас двое фермеров Песчанокопского и Багаевского районов начинают реализацию своих «молочных» проектов, исходя из тех видов поддержки, которые есть в области. К ним относятся, например, возмещение части затрат на покупку оборудования, племенного молодняка, а также доплата за произведённое и сданное на переработку молоко – из расчёта 2 рубля за 1 кг. На начало осени намечен сбыт первых объёмов продукции – на Песчанокопский и Семикаракорский молзаводы. Мы будем следить за дальнейшим развитием первых семейных молочных ферм на Дону.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин