Зачем нам агротуризм
В последние годы у нас охотно рассуждают (чтобы не сказать – мечтают) об агротуризме. Оказывается, многие горожане хотели бы сегодня пожить в стороне от «городского идиотизма», не на асфальте, а на земле, побыть (пусть недолго!) огородниками, садоводами, виноградарями, покосить траву, поездить верхом на лошади...
Агротуризм у нас поощряется теперь и государством. Уже приняты заманчивые пилотные проекты и созданы курирующие административные структуры. Кто желает агротуризм поднимать, тому обещана серьёзная помощь из федерального бюджета.
Задачу объясняют так: российские граждане заинтересованы в агротуризме, во-первых, потому, что он недорогой, во-вторых, создаёт на селе новые рабочие места, в-третьих, во многом решает проблему сбыта сельхозпродукции, в-четвёртых, привлекает в село льготные и долгосрочные инвестиции.
Ссылаются на зарубежный опыт: в Италии ежегодно в этой индустрии зарабатывают 390 миллионов долларов, в Голландии — 350 миллионов долларов, в Швейцарии — 320 и т. д.
Всё так, однако заметьте: агротуризм активно пропагандируют в Европе не потому только, что это здоровый недорогой отдых. Причина серьёзней: поменялось отношение к крестьянству. Крестьянский образ жизни стал пониматься обществом как культурное достояние и актуальная ценность.
Пришло понимание, что живая природа ставит свои пределы автоматизации, химизации, индустриализации, что надо трудиться в единстве с растительным и животным миром, а не навязывать ему свою волю. В Европе приняты законы об обязательной сертификации экологически чистого производства, рынок биопродуктов неуклонно растёт.
Окрепло и самоуважение фермера, поднялся его социальный статус. Отсюда популярность агротуризма. Считается, что в Италии благодаря агротуристам возродились обширные территории (Сицилия, например). Горожане регулярно (из-за границы в том числе) приезжают сюда, чтобы ради удовольствия, в охотку, под приглядом фермеров собирать апельсины и грибы, давить виноград, делать сыр, коптить мясо и т. д.
У нас теперь тоже вроде бы озаботились «сохранением территорий», однако людей в расчёт не беря. Так, новый территориальный школьный стандарт, глядишь, вытолкнет из села последних жителей, имеющих маленьких детей. Российскому селу стали помогать деньгами, когда ему особенно нужна нравственная помощь, ведь вера в достоинство крестьянского труда тает у нас на глазах. Село раскрестьянивается — пахарь смотрит на пашню, которую обрабатывает, как на мёртвую казённую вещь. Молодые люди стесняются (!) жить на земле, хотя у крестьянского труда есть чрезвычайно привлекательная особенность, отсутствующая у многих других видов человеческой деятельности, а именно: жизненная необходимость.
«Мне не хотелось бы жить в стране, где нет крестьян. Крестьянин — это человек-хозяин с творческим отношением к миру, в крестьянской жизни человеческие качества значат несравненно больше, чем, например, в городской». Это свидетельствует Теодор Шанин, глубокий исследователь проблемы, мыслитель с мировым именем.
Если держать на примете такие высокие ориентиры, куда двигаться российскому селу, понятно. Но мы движемся, похоже, не туда. Задёшево скупая крестьянскую землю, денежные люди со стороны рисуют нам иные перспективы. Дескать, крестьяне скоро будут совсем «без надобности», а на земле останутся немногочисленные «эффективные» наёмные работники в холдингах и комплексах...
Агротуристы могут стать естественными защитниками крестьянства, и, по-хорошему, их голос должен быть услышан при обсуждении проблем российского села.