Убийство 12 человек в Кущёвской. Молчание ягнят
В Кущёвской и сейчас боятся говорить громко.
«Дело пошло на раскрытие»
Узнавать подробности о расследовании трагедии в доме фермера Аметова в Кущёвской трудно: силовики берегут тайну следствия, а люди... люди молчат, людям страшно. Даже те немногие, кто решается поговорить с журналистом, просят не называть их имён. Не хотят быть названными и те, кому сам бог велел радеть о крестьянах, – представители АККОР. То же самое происходит в общении станичников с правоохранителями. Председатель Следственного комитета России Бастрыкин фактически публично признал, что правоохранительные органы (станицы, района, а возможно, и края) замараны связями с преступниками, когда предложил жителям Кущёвки, которые боятся быть откровенными с местными силовиками, напрямую обращаться к сотрудникам СК. По нашим данным, оперативное сопровождение расследования ведёт ФСБ России. Милиция, по сути, полностью отстранена от дела. Как с обидой пожаловался представитель краевого ГУВД, «нас только в оцепление допускают». Может быть, он несколько преувеличил. Но, честно говоря, решение правильное.
На момент выхода номера стало известно, что по подозрению в причастности к убийству 12 человек задержаны шестеро. Это братья Гуровы, известные под общей кличкой Бобры, Игорь Майданюк – все члены местной ОПГ, и их приятель ростовчанин Вячеслав Скачедуб . Задержаны также 34-летний Сергей Цапок – лидер преступной группировки, и один из её активных членов Сергей Цеповяз.
Цапок назван организатором преступления. Объявлен в розыск ещё один член ОПГ Владимир Алексеев. По выражению оперативников, дело пошло на раскрытие.
Остановится ли следствие на задержании организатора и исполнителей убийства, неизвестно, но как нам удалось понять, здесь необходимо куда более масштабное вмешательство закона. Последние 15 лет станица жила под властью террора.
Отголосок прошлого?
ОПГ братьев Цапок, Сергея и Николая, выросла из подростковой уличной шайки: вымогательство денег у школьников и учащихся профессионального училища, изнасилования девочек, мородобой. По ряду преступлений возбуждались уголовные дела, но братья и их приятели уходили от ответственности, подкупая судей, милицию, нанимая дорогих адвокатов или покупая себе справки, что они невменяемы.
Вокруг братьев постепенно собралась группа таких же отморозков, возможности и аппетиты группы росли. В конце 1990-х они стали требовать дань с фермеров, почти все соглашались на это. Севек Аметов ответил отказом.
– Тогда возник конфликт между Цапками и фермером, – говорит человек из окружения семьи Аметовых. – Севек и его сын противостояли бандитам, ситуация в станице была напряжённой – все ожидали разборки, но всё это как-то сгладилось. Я не знаю, может, они пришли к соглашению какому-то, но знаю, что Аметов не платил банде ничего.
– Дошло до абсурда, – рассказывает местный житель. – Начальник райотдела милиции приказал гаишникам не досматривать автомобили членов банды.
Видимо, знал, что могут случайно обнаружить милиционеры в багажнике или под сиденьями машин бандитов.
Задержать и допросить их по заявлению кого-то из потерпевших тоже было практически невозможно, даже когда речь шла об убийстве, а убийств за 15 лет один из местных граждан насчитал навскидку не менее десятка. Бандиты были неприкасаемы.
В 2000 году лидеры ОПГ пошли в легальный бизнес: приобрели зерносовхоз «Степнянский», позже выросший в ООО «Артекс-Агро». Их хозяйство занялось зерном и молочным производством. По неофициальным данным, большую часть урожая зерна фирма отправляла в ростовский порт по схеме, позволяющей избежать уплаты налогов. Без ведома местных правоохранительных органов и администрации района это, конечно, было невозможно. Примечательно: на чёрных работах бандиты использовали учащихся школ и профучилища. И по-прежнему ни один из учеников не мог не платить братве, ни одна из девочек, на которую положил глаз кто-то из группировки, не смела отказать в сексе. Особенно после того, как в реке под мостом нашли тело Виолетты Климовой. Она была жестоко избита, изнасилована, затем задушена.
При «Артекс-Агро» вскоре возникло частное охранное предприятие «Центурион-плюс», которое взяло «под крышу», а точнее, обложило данью все предприятия станицы – вплоть до последнего магазина. Один из коровников братья переоборудовали в тренировочный зал. Для молодых парней станицы было престижно попасть в «качалку», это значило оказаться приобщёнными к братве.
– Только Аметов да ещё несколько казачьих хозяйств не платили банде, – говорит один из жителей станицы. – Но объединиться казаки никак не могли. Каждый был за себя, а банда творила что хотела.
Возможно, Аметовым в 2010 году аукнулись события 10-летней давности? В конце концов, их хозяйство «Успех» было одним из немногих, которые не прогнулись перед бандитами. Тогда становится ясной главная загадка массового убийства: то, что оно было жестоким до нелепости, до абсурда, до беспредела. Объяснить это можно только тем, что преступление совершалось как акция устрашения и адресовалось всему району. Может быть, и шире, не знаю, каковы были амбиции банды.
Станица раздавлена страхом
В 2001 году на пост главы района был избран Борис Москвич. Станичники до сих пор отзываются о нём тепло: настоящий труженик, человек, любивший свой край. Он пытался противиться бандитской экспансии, ставил перед руководством края вопрос о смене начальника районного ОВД. Москвич проработал главой меньше года, 31 декабря 2001-го он был застрелен прямо во дворе администрации. Преступление до сих пор не раскрыто, но именем убитого названа центральная улица станицы.
Люди рассказывают, что бандиты реально гордятся этим фактом. Название улицы на самом деле стало не памятью районному главе, а символом безнаказанности ОПГ: ведь все знали, кто убил Москвича. И все молчали. Милиция в первую очередь. Ведомственные проверки из ГУВД края приходили к выводу, что жалобы жителей, заявления о преступлениях не подтверждаются.
Николай Цапок с подручным по кличке Буба были убиты неизвестными в 2002 году. Возможно, это были разборки с какой-то конкурирующей преступной бригадой, неясно, ведь преступление тоже осталось нераскрытым.
А младший брат был избран в Совет депутатов Кущёвского района и, похоже, окончательно поверил в то, что ему можно всё. Он успешно развивал бизнес, приобрёл недвижимость в Испании и Италии, расширил своё криминальное влияние. К настоящему времени, говорят работники органов, в ОПГ около 70 активных членов не считая шестёрок, они представляли собой реальную силу. Добавьте сюда явные для станичников обширные связи с руководством правоохранительных органов, и вы поймёте, почему жители Кущёвской позволяли бандитам делать с собой всё что угодно.
По новым неофициальным данным, убийство 12 человек происходило вовсе не в полной тишине и бандиты не прокрадывались в дом с задов двора, а открыто подъехали на нескольких машинах. Соседи слышали крики умирающих, видели преступников. Никто не позвонил в милицию. Вас это удивляет?
Несмотря на то что сейчас плотность оперативников и следователей на душу населения здесь превышает все мыслимые значения, люди не верят в способность государства защитить их.
Полетят головы
В царской России был такой обычай: потеряв честь, облечённый властью над людьми чиновник кончал с собой. Случалось такое, правда очень редко, и в советское время. Ожидать от кущёвских, а тем более краевых начальников подобного не приходится. Чтобы застрелиться или повеситься, всё-таки нужно иметь хоть и опозоренную, но честь.
Оно и к лучшему. Они пока что нужны нам живыми. Вот для чего.
Стало известно, что председатель Следственного комитета Бастрыкин поручил подчинённым проверить действия кубанских правоохранительных органов и чиновников, которые не предпринимали никаких действий к наведению порядка в Кущёвской все последние годы.
По станице пошли слухи, что готовятся отставки руководителей силовых ведомств района: милиции, следственного комитета, прокуратуры, а возможно, «уйдут» и соответствующих начальников на краевом уровне.
Это вполне возможно. Хотя общество остро ждёт другого: не увольнений, не уходов на пенсию «по-тихому», а масштабного расследования. Ни в коем случае не достаточно наказания одних только виновных в массовом убийстве.
Должны быть подняты все нераскрытые убийства с середины 1990-х, все случаи незаконного приобретения земель, каждый факт вымогательства, изнасилования, подкупа должен быть расследован. Все коррупционные связи бригады с штатскими и силовыми чиновниками (а уже ясно, что такие связи распространялись до Краснодара) должны быть выявлены.
Нам всем должна быть представлена чёткая и ясная картина того, что в течение 15 лет происходило в станице. И кто за что конкретно наказан. Этого ждут не только жители Кущёвки, этого ждут все, кто живёт в России, потому что подобное ежедневно происходит не в одной станице, а во всей стране – конечно, не с такой наглостью и жестокостью.
Именно после станицы Кущёвской администрация Дмитрия Медведева может и должна перейти от многолетней демагогии о борьбе с преступностью к реальным действиям. Это единственный, а вероятно, и последний шанс власти убедить нас в том, что она дееспособна, в том, что мы живём в государстве закона, а не государстве преступников.
А потом эти, начальники, пусть вешаются.