Правила игры поменяли после игры
Мытари задним числом обкладывают ЛПХ данью.
В станицах и хуторах Кубани большой скандал. Владельцам личных подсобных хозяйств велят уплатить налоги за полученные субсидии на молоко, мясо, прочую продукцию. Причём платить надо сразу за три предыдущих года. Проснувшиеся мытари рады бы содрать с крестьян и за больший срок, да закон не позволяет: 2006-й - за пределами исковой давности. Селяне возмущаются: «Что ж нас не предупредили, когда помощь раздавали?» Многие успели коров распродать и деньги истратить. С каких шишей теперь рассчитываться?
А поутру они проснулись…
Родственники фермера Сергея Бахиркина из станицы Успенской Белоглинского района держат на подворьях скот, продают молоко и мясо переработчикам. За это в предыдущие годы кубанские власти поощряли крестьян рублём. Вернее сказать, компенсировали станичникам убытки, ведь хорошо известно, что большинство сельхозкооперативов и фермерских хозяйств истребили живность за нерентабельностью.
В нынешнем году владельцы ЛПХ Успенской вдруг стали получать из налоговой «письма счастья»: явитесь в инспекцию со сберкнижкой и заполните декларацию о доходах физического лица за три предыдущих года. Имеются в виду субсидии, которые зачисляли людям на банковские счета. Крестьяне стали негодовать, бойкотировать. Тогда в станицу нагрянули сами налоговики вместе с представителями администрации. Собрали собрание и давай убеждать.
- Я тоже ходил послушать, - рассказывает Сергей Бахиркин. - Люди спрашивали гостей: «Что ж вы три года-то спали? И почему не выдавали субсидии за вычетом этих тринадцати процентов, если уж налог законный?» Внятных ответов не последовало. Крестьяне кинулись за защитой в прокуратуру, к президенту.
Аналогичные акции налоговики провернули и в других районах Кубани. Списки потенциальных налогоплательщиков они брали в муниципальных администрациях, где ведут учёт получателей субсидий.
- К нам тоже приходила грозная бумага из инспекции. Требовали список, - признался мне на условиях анонимности специалист по ЛПХ администрации одного из муниципальных районов. - Но мы уклонились, проигнорировали. Желание отобрать часть помощи нечестно по отношению к крестьянам. Нельзя задним числом менять правила игры. Это подрывает доверие к власти.
По мнению собеседника, в сложном положении окажутся все: и кто держит на дворе целую ферму, и кто ухаживает за одной-единственной коровёнкой. В районе есть ЛПХ на десятки голов, пояснил он, сумма субсидии для такого хозяйства за три года - порой под миллион. Значит, нужно где-то найти и отдать государству сотню тысяч рублей. На это отводится всего два месяца. Не легче тем, кто держал корову, сдавал молоко, а теперь приболел, стал немощным и избавился от скотины. Такие пенсионеры, прослышав о кознях налоговиков в других районах, тоже наведывались с тревожными вопросами к специалисту по ЛПХ. Им даже две-три тысячи найти для мытарей негде.
Инициатива не услышана, раскошеливайтесь
- Мы не устраиваем козней, а исполняем требования Налогового кодекса, - отвергает обвинения в адрес инспекторов представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Светлана Мезрина. - Субсидии для владельцев ЛПХ не входят в перечень статей, не облагаемых налогом. Следовательно, с этого вида дохода крестьянин обязан уплатить тринадцать процентов. Поскольку писем от жителей сельской местности на эту тему много, мы даже запросили разъяснение у руководства ФНС. Ответ пришёл однозначный: платить нужно.
- Что мешало налоговикам прежде получить с селян этот налог? - спрашиваю. - Мыслимо ли - расплачиваться разом за большой срок?
- В предыдущие годы мы делали послабления, поскольку администрация Краснодарского края уверяла нас, что субсидии для ЛПХ выведут из налогообложения. Ссылалась на законодательную инициативу края: готовятся поправки в федеральное законодательство. Как видим, инициатива не услышана. И мы будем исполнять закон всеми доступными методами, в том числе делать доначисления, взимать пеню.
Если прежде исполнительная и законодательная власти защищали владельцев ЛПХ от налоговиков (а робкие попытки взять 13% с субсидии предпринимались кое-где и раньше), то теперь дуют с ними в одну дуду. А это верный признак, что компания господдержки подсобных хозяйств сворачивается. На Кубани с нынешнего года помогают рублём лишь тем хозяевам подворий, которые зарегистрировались индивидуальными предпринимателями либо фермерами и встали на налоговый учёт. Таких, несмотря на активный пропагандистский накат Краснодара, крайне мало: массового перехода станичников в бизнесмены не случилось. Это раздражает авторов затеи. Впрочем, шарахание власти от пламенной любви к безразличию по отношению к ЛПХ - явление хорошо знакомое. Похоже, к этим колебаниям приноравливаются и мытари: когда подворья были на щите - их не трогали, когда на них рукой махнули - налоговая взялась добивать.
Прокурор признал поборы незаконными
Аналогичный сценарий, судя по всему, ждёт и ставропольских селян, где краевые законодатели переняли опыт соседей-кубанцев. Местным владельцам ЛПХ с прошлого года в соответствии с законом «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» выплачивают из казны по два рубля субсидий за литр проданного молока.
- Эти субсидии налогообложению не подлежат, - убеждён руководитель пресс-службы Минсельхоза края доктор сельхознаук Владимир Целовальников.
- Личные подсобные хозяйства никакими налогами не облагаются, - вторит ему начальник отдела по аграрным вопросам и землепользованию Госдумы края Николай Губский.
Губский рассказал, почему именно молоко подворий получило господдержку в крае. Коровы главным образом в крестьянских усадьбах и остались, подчеркнул он. При этом хорошо известно, что молока в регионе получают вдвое меньше потребности. Словом, вся надежда на ЛПХ. Похоже, озабоченность ставропольских властей разделяет и налоговая служба, которая пока не трогает получателей субсидий. Сколько продлится это «пока»? До тех пор, когда снова задружим с батькой Лукашенко и завалим прилавки белорусской «молочкой»? Или когда иссякнут деньги в бюджете на поддержку крестьян, как они иссякли на Кубани? Короче, расплачиваться за помощь государства, возможно, придётся и ставропольцам. Об этом недвусмысленно заявила представитель УФНС РФ по Ставропольскому краю Марианна Фролова.
- По нашим сведениям, владельцы подворий в крае ещё не получали субсидий, - сказала Марианна Юрьевна. - Если наши сведения не верны и деньги были перечислены на счета селян, они обязаны заплатить тринадцать процентов налога.
Впрочем, есть надежда, что крестьянам всё же удастся избежать поборов со стороны проснувшихся мытарей. Некоторые прокуратуры выступили в защиту владельцев ЛПХ. Вот что, в частности, сообщил редакции «Крестьянина» прокурор Белоглинского района Краснодарского края Ю.А. Завальнюк:
«…Полагаем, что действия межрайонной ИФНС № 1 по Краснодарскому краю, связанные с выставлением гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, требований о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 гг. субсидий, нарушают ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и являются незаконными, так как указанные доходы не подлежат налогообложению в соответствии с ч. 1, 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ». По мнению прокурора, не подлежат налогообложению предусмотренные законом выплаты и компенсации, связанные с возмещением расходов. А в случае с животноводческой продукцией ЛПХ как раз об этом и речь.
Прокуратура Белоглинского района внесла представление руководителю межрайонной налоговой инспекции об устранении выявленных нарушений. Но мытари остаются при своём мнении. Не исключена судебная тяжба. Так что точку в этой скандальной истории ставить явно рано.